Многие, кто в Советском Союзе занимался обслуживанием автомобилей, различной спецтехники или промышленного оборудования, так ли иначе сталкивались с Нигролом. Те же, кто с ним непосредственно не работал или имел о нем самое смутное представление, все равно многократно слышали это слово.
Это легендарная марка масла для трансмиссий, появившееся в первой половине прошлого века в СССР. За счет своей низкой цены оно сразу же стало популярным.
Нигрол (от лат. niger – "черный", oleum – "масло") представлял собой вязкое трансмиссионное масло черного цвета. Этот продукт производился по ГОСТ 542-50 (данный стандарт действовал до 1980 года) на основе отходов нефтяного производства без добавления присадок.
Нигрол был настолько популярным (во многом из-того, что долгое время был чуть ли не единственным доступным маслом для трансмиссий), что при появлении более современных материалов стал именем нарицательным для всех таких продуктов.
Виды и свойства масла Нигрол
Выпускалось 2 вида этого трансмиссионного масла:
1. Летний. Получался путем перегонки нефти. Обладал вязкостью от 32 до 35 мм кв./с при 100 °С.
2. Зимний. Изготавливался из дистиллятного масла малой вязкости и асфальтового гудрона. Его вязкость при 100 °С составляла 20 мм кв./с.
На холоде Нигрол становился более вязким и легко замерзал даже при небольших морозах (летний – при -5°С, зимний – при -15 °С).
Срок службы Нигрола был небольшим, так как в его составе были смолы и асфальтеновые соединения, а они быстро окислялись при повышенных температурах.
Эта трансмиссионная жидкость плохо защищала узлы трения от задиров, однако отлично предотвращала коррозию и стоила не так уж дорого.
Где можно было применять нигрол?
Первоначально Нигрол работал в трансмиссиях военных машин, автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА ("полуторка").
Благодаря большому количеству смолы в своем составе Нигрол мог использоваться в качестве смазки для зубчатых передач, за исключением гипоидных и тяжелонагруженных.
Современные аналоги легендарной смазки
Широкая популярность советского Нигрола побудила производителей и в настоящее время выпускать аналоги этого масла. В названиях многих из них встречается слово "Нигрол".
Современные аналоги применяются для обслуживания:
- Узлов трансмиссий, работающих при температурах до +90 °С и контактных напряжениях до 600 МПа
- Тихоходных узлов промышленного оборудования и спецтехники, которые работают без нагрузок
- Конических, цилиндрических и спирально-конических передач в сельхозтехнике
- Зубчатых передач открытого и закрытого типа, а также планетарных зубчатых передач, которые используются в землеройной и строительной спецтехнике
- Трансмиссий тракторов, строительной и дорожной спецтехники
Кроме того, эти трансмиссионные масла защищают от коррозии узлы различной техники, подверженные воздействию химикатов.
Данные жидкости привлекают своей ценой. При этом они способны неплохо себя проявлять в некоторых случаях. Так что у них есть все шансы и дальше оставаться востребованными.
А вы используете Нигрол? Пишите в комментах:)
Если было интересно – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Читайте другие наши публикации:
Моторное масло Shell: как отличить подделку
Трансмиссионное масло 75W-90. Топ-10
Больше интересных статей – на сайте mirsmazok.ru