Запустив в серийное производство «Урал-М», представляющий собой значительно модернизированный знаменитый военный «Урал-4320», в Миассе готовят к производству несколько новых грузовиков, предназначенных для Министерства обороны.
На базе того же «Урал-М» создается усовершенствованное семейство «Мотовоз-1», которое теперь называется «Мотовоз-М» и включает базовое трехосное шасси полной массой 22,5 т, оснащенное двигателем семейства ЯМЗ-536, а также автомобили с колесной формулой 4х4 и 8х8. От схожих по массогабаритным и мощностным характеристикам автомобилей «Урал-М» армейские внедорожники семейства «Мотовоз-М» отличаются прежде всего оригинальным капотом и утилитарной каркасно-панельной кабиной, предусматривающей возможность скрытого бронирования.
Кстати, по массогабаритным характеристикам «Торнадо-У» также превосходит разработанный несколько ранее «Тайфун-У», полная масса которого как и трехосных «Мотовозов» составляет 22,5 т, а под капотом стоит все тот же 536-й ярославский дизель, правда, форсированный до 450 л.с. Но «Тайфун-У» сложнее по конструкции: у него, в частности, применены полностью независимая подвеска и гидромеханическая коробка передач. Да и по своему функционалу этот внедорожник скорее напоминает бронетранспортер: за кабиной вместо грузовой платформы установлена бронекапсула для личного состава.
«Торнадо-У» другой. Это чистой воды грузовик с внушительным по размерам кузовом и с более традиционной для «Уралов» ходовой частью: у него использованы неразрезные мосты, зависимая рессорная подвеска и, во всяком случае у опытного образца – механическая коробка передач. Правда, хотя подобная конструкция проще, а значит, дешевле, нельзя не сожалеть, что очередное поколение уральских внедорожников опять осталось без независимой подвески: кому доводилось трястись на грузовике по проселку, тот поймет, в чем ее главное преимущество перед рессорами и цельными балками мостов. Благо, завод окончательно ушел от пневмогидравлической тормозной системы в пользу чистой пневматики.
Что у нового тяжелого «Урала» с защищенностью? Как уже говорилось, каркасно-панельная кабина предполагает установку скрытого бронирования, то есть броня крепится под ее внешними панелями, снаружи ее не заметно. Двигатель защищен бронекапсулой, а под днищем монтируется противоминная защита. Таким образом, от обстрела и подрыва защищены и экипаж, и наиболее важные с точки зрения подвижности узлы и агрегаты, включая 400-литровый топливный бак, обеспечивающий 1000-километровый запас хода.
Хотя «Торнадо-У» вышел заметно тяжелее, чем привычные «Уралы», конструкторы постарались сохранить уровень его проходимости. Здесь применена 2-ступенчатая раздатка с блокируемым дифференциалом, блокировки межколесных дифференциалов задних мостов и блокировка дифференциала, установленного между ними. Сюда же добавим обеспечиваемый установкой редукторов в мостах 400-миллиметровый дорожный просвет и колеса большого диаметра с «зубастыми» шинами размерностью 16.00R20.
С освоением в серии «Торнадо-У» (а это наверняка 2017-2018 годы) автозавод «Урал» получает в свое распоряжение современный армейский внедорожник нового класса, который наверняка окажется востребован и в российских вооруженных силах, и в армиях других государств.
Ссылка на интернет-портал "СпецТехника и Коммерческий Транспорт" (ST-KT.Ru)