На улице ударил мороз в -23 С. Вообще - это обычное дело для Урала и вообще для зимы на большей части нашей планеты. Но вот как машина переживет наши морозы было непонятно. А ещё увлекательно сыграть в игру: доеду или нет?
Стартуем!
Мне предстояло проехать примерно 15 км по городу. Я на 14 кВт батарее, со 100% заряда и печкой, включенной на 24 градуса, выехала в мороз. Первые 6 км прошли отлично, на точку я прибыла с зарядом в 75%. Простояла минут 15, и оставила машину мерзнуть на полчаса.
После небольшого простоя, электрокар показал 68% и я поехала до второй точки. Расстояние тоже - 6 км. На место я приехала с зарядом в 50%. В этот раз машина осталась на улице на 4 часа. В следующий раз при включении, она показала уже 39%. Мне оставалось всего 2 км, поэтому я не сомневалась, что доеду до парковки.
Но тут случилось непредвиденное… машина включила режим “Черепашки”.
Черепашка - это индикатор ограничения энергопотребления. Он предупреждает водителя о том, что в батарее осталось всего 0,5 кВт и проехать она сможет примерно 1-5 км в зависимости от погодных условий и состояния батареи. При этом машина едет как обычно, никаких дополнительных ограничений нет.
Но Черепашка включается и тогда, когда батарея сильно замерзла. Так это случилось и тем солнечным зимним днем. Машина отчаянно говорила - “поставь меня в тепло”. Понасиловав её еще 2 км, я наконец доехала до паркинга, остаточный процент болтался около 18-19% и поставила электрокар греться в 0 градусов.
А теперь технически:
В электрокаре стоит литий-ионная батарея, такая же как почти в любом смартфоне. Только емкость у нее гора-а-а-аздо больше. Поэтому при отрицательных температурах она делает тоже самое, что и смартфон - разряжается быстрее. Ведь энергию тратить нужно не только на пробег и обогрев салона, но и на поддержание температуры самой батареи.
В Nissan Leaf есть система, предупреждающая выход батареи из строя при морозе: если температура батареи упала ниже -17 градусов, то машина просто не включится, пока не согреется.
Чтобы ездить в -20 и ниже столько же по километражу, как и в тепло, нужно соблюдать несколько правил:
- Если можно ехать в объезд пробок, то лучше ехать - пробег хоть и больше, но не даёт батарее замерзнуть.
- Запланировать поездку с остановками не больше 20-30 минут, либо заезжать на теплый паркинг надолго (теплый - это уже около 0), то есть любой крытый или подземный паркинг.
- Если есть возможность подзарядиться, то стоит подзарядиться. Подключение к сети также не даёт батарее сильно охлаждаться.
Итоги:
Электрокар требует от владельца предусмотрительности и заботы о себе. Если вы можете спланировать поездку и не держите машину на морозе длительное время, то никаких проблем с ездой в холода не возникнет.
Есть лайфхаки для снижения расхода батареи на обогрев электромобиля в зимнее время, интересно про них узнать?