Найти в Дзене

«ШМЕЛЬ»: три колеса, два сиденья и одна тонна груза

Помните, был такой грузовой мотороллер «Муравей»? Его выпускали в Туле с начала шестидесятых до середины девяностых. С той поры ничего подобного в нашей стране так и не появилось. А зря: трехколесная схема, упрощенная конструкция и мотоциклетный мотор – залог невысокой стоимости и низких эксплуатационных расходов!

-2

В сегодняшних экономических условиях достоинства «Муравья» вновь оказались актуальны. Не удивительно, что уже подзабытое у нас транспортное средство решили возродить: в Санкт-Петербурге компания «Альтернативная коммерческая техника» провела презентацию опытного образца грузового трицикла, то есть трехколесника. Машину назвали «Шмель».

-3

Идея проекта – дать потребителю максимально простой, дешевый, компактный и неприхотливый грузовичок легкого класса. Таким «Шмель» и вышел.

Как и его давний предшественник «Муравей», это тоже трехколесный мотороллер, но уже с возможностью круглогодичного использования. Потому что у него появилась полностью закрытая, отапливаемая кабина, причем рассчитанная не на одного, а на двух человек!

-4

Под кабиной – мотоциклетный мотор с теми же, что и когда-то у «Муравья», двумястами кубиками рабочего объема. Но мощность заметно выше, что вполне оправданно: главным образом за счет установки кабины снаряженная масса «Шмеля» достигла 430 кг, да и везет он тонну груза, то есть почти в три раза больше!  

Изготавливать трицикл планируют на заводе в Саранске, где будут сваривать раму и каркас кабины, а также выполнять финальную сборку.

-5

Хотя прообразом «Шмеля» стали многочисленные китайские аналоги, его удалось достаточно серьезно локализовать. В перечне отечественных комплектующих – задний мост от вазовской классики, его рессорная подвеска, колеса с шинами, карданный вал, радиатор, стекла, отопитель, тормозные механизмы и вся электрика, включая фары. Внешние стеклопластиковые детали кабины и пластиковое торпедо изготавливает расположенный под Нижним Новгородом специализированный завод.

-6

А вот силовая линия – китайская. Одноцилиндровый двигатель с водяным охлаждением мощностью 17 л.с. и интегрированная с ним коробка передач несут марку LIFAN, что не удивительно: подходящего отечественного силового агрегата нет, а в Китае их еще недавно изготавливали сотнями тысяч. Также китайцы поставляют педальный узел, рулевое управление (шестерня-рейка) и переднюю подвеску (пружины плюс амортизаторы) с колесной вилкой – эти агрегаты также используются на китайских аналогах.

-7

Проект по созданию «Шмеля» начался около двух лет назад. Над его разработкой трудилась группа конструкторов, а испытания опытных образцов, которых к настоящему времени построено более десятка, проводились на автополигоне в Дмитрове. Интересно, что разработчики по собственной инициативе испытывали каркас кабины на безопасность, из тех же соображений применив автомобильные травмобезопасные стекла и поясные ремни безопасности на сиденьях. Ведь  «Шмель» – не автомобиль, а трицикл, он подпадает под категорию L5, для которой, как утверждают разработчики, на законодательном уровне вообще нет каких-то требований по безопасности. Как, кстати, нет ограничений по массе и по скорости: чисто теоретически и грузоподъемность, и скорость у трициклов могут быть любыми. Не случайно в Китае еще недавно можно было увидеть трициклы-самосвалы размером со среднетоннажный грузовик!

-8

Что касается максимальной скорости, то передаточные отношения трансмиссии у «Шмеля» подобраны таким образом, чтобы она не превышала 65 км/ч. Я же, в первых числах марта оказавшись за рулем «Шмеля», не решился разогнаться свыше сорока! Еще бы: на дворе – самое начало марта, под колесами – укатанный снег, снежная каша и лед. А шины на опытном экземпляре – с летним протектором. Поэтому и апробация происходила на закрытой территории возле одного из питерских торговых центров.  

-9

Управлять «Шмелем» не сложнее, чем обычным автомобилем на «механике», но, все же, к трициклу нужно приноровиться.

Во-первых, не регулируются ни руль, ни сиденье –  сидишь прямо, словно за столом.

Во-вторых, из-за снега и льда на дороге отзывчивость на поворот руля ниже, чем у привычной всем нам четырехколесной машины. Потому что управляемых колес не два, а одно, а значит, в сравнении с автомобилем площадь сцепления с поверхностью дороги меньше в два раза!

-10

В-третьих, немного необычно управление трансмиссией: здесь два расположенных один за другим рычага. Впереди – рычаг реверса, которым выбираешь направление движения, а за ним – рычаг, толкая который вперед или назад переключаешь коробку на более высокую или более низкую ступень. Не скажу, что это неудобно. Скорее, даже наоборот: здесь не требуется с хрустом и скрежетом попадать в нужную передачу, как у традиционных механических КПП многих бюджетных грузовичков. Единственное, во время движения я поначалу все время ошибочно хватался за рычаг реверса, поскольку именно он находится точно под рукой. Переставить бы его куда-нибудь в сторону…

-11

Здорово помогает, что на приборной панели отображается номер включенной передачи – их, кстати, пять вперед и пять назад. Проще будет, когда «Шмель» обзаведется вариатором – сейчас прорабатывается и такой вариант. При должном качестве исполнения данного агрегата для города это будет идеальное решение. Если, конечно, подобный шаг не задерет цену.

-12

Сейчас стоимость «Шмеля» весьма умеренна: за модификацию с бортовой платформой размером два на полтора просят 250 тыс. руб., а за модификацию с 4-кубовым фургоном – на 50 тыс. больше. При озвученном ценнике на заводе в Саранске вполне реально делать планируемую сотню грузовых мотороллеров в месяц: спрос будет наверняка!

-13

Если, конечно, продолжить совершенствование конструкции. Понятно, что пока «Шмель» – еще опытный образец. А у опытного образца, как правило, есть «детские болезни». Например, желая сделать максимальной площадь бортовой платформы ее слишком близко придвинули к кабине, из-за чего не открываются передние замки боковых бортов. Сиденья пусть остаются нерегулируемыми, а вот рулевую колонку хорошо бы сделать с изменяемым углом наклона. Кроме того, кнопки подачи звукового сигнала находятся чуть ли не на ободе руля – перехватывая его при вращении я то и дело непроизвольно задевал их, оглашая округу сигналом.

-14

Более существенный минус: к двигателю сейчас  можно подобраться только снизу или отвинтив и сняв платформу. Значит, в кабине следует предусмотреть значительный по площади люк. И такой люк будет – это уже решено. Как решено в ближайшей перспективе вывести на рынок модификацию с двухступенчатым понижающим редуктором и модификацию с самоблокирующимся межколесным дифференциалом – тогда «Шмель» найдет применение и в сельской местности.

-15

Также ожидаются модификация трицикла с кузовом-самосвалом и несколько модификаций с кузовами коммунального назначения для применения в ЖКХ. Есть мысли сделать электрическую версию для применения на закрытых территориях.

-16

Впрочем, даже без всего запланированного уже можно сказать, что в России родился новый тип транспортного средства для коммерческих перевозок. Суждено ли ему оказаться успешным? Думаю, с учетом все более плотной застройки и все большей тесноты на улицах городов, а также из-за роста стоимости классических малотоннажников у «Шмеля» есть очень неплохая перспектива!

-17

При должном уровне качества и сервисной поддержки, а это прежде всего касается запчастей к силовому агрегату, для весьма значительной части перевозчиков «Шмель» вполне способен стать реальной альтернативой легким грузовичкам. Если, конечно, разработчикам удастся удержать цену.

-18

Ссылка на интернет-портал "СпецТехника и Коммерческий Транспорт" (ST-KT.Ru)

Авто
5,66 млн интересуются