LADA 2105 (ВАЗ-2105 «Жигули») — советский и российский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Мелкосерийное производство начато в октябре 1979, полномасштабное производство развёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. Самый длительно выпускавшийся автомобиль семейства «Жигули» (31 год с 1979 по 2010 годы).
В конце 2000-х годов являлся самым дешёвым автомобилем на российском рынке[1][2] (цена в 2009 г. — 178 000 рублей), в основном из-за наименьшей комплектации (только самые необходимые органы управления и средства комфорта; для сравнения: ВАЗ-2107 в том же году стоил 192000 рублей).
Разработка "глубоко" модернизированного семейства заднеприводных автомобилей ВАЗ началась в начале 1970-х годов. Задача стояла серьезно обновить семейство 2101/02/03, которое было разработано ещё в конце 1960-х годов и через почти 10 лет успело несколько морально устареть. Первый прототип в виде макета в натуральную величину получивший условный индекс 2101-80 был готов 1975 году, однако приемочную комиссию он не устроил. Через год был продемонстрирован первый прототип ВАЗ-2105 имевший фактически такой же кузов, как и на модели 2101 и отличавшийся внешне несколько измененными деталями экстерьера. Наконец в декабре 1978 года был представлен предсерийный прототип, уже, практически, идентичный будущим серийным автомобилям.