Навык эффективного общения или, как его еще принято называть - эффективной коммуникации, основополагающий в нашей жизни.
Принято считать, что развивать его нужно в том случае, если ваша профессиональная деятельность связана в публичными выступлениями, продажами, переговорами. И действительно, первое чему учат на вышеперечисленных курсах - умение эффективно общаться, добиваясь своих целей.
Обидно. Потому что, этому навыку необходимо учить также, как математике, русскому и литературе. Общение сопровождает нас ежедневно, и не только на работе - дома в семье, с друзьями, при новых знакомствах и тп.
Так, что же мы упускаем, не придавая навыку общения должного внимания?
На чем строится наше общение
Мы говорим на двух языках - языке слов и языке тела. Оба важны в равной мере. Внимательного собеседника не обманут ваши слова, если он видит, что тело говорит об обратном. Однако, я наблюдал интересный эффект - язык тела, может спасти в некоторых ситуациях, когда не хватает силы слов.
Эффективное общение, это не о получении желаемого от собеседника. Эффективно общаться, значит - строить разговор таким образом, чтобы создать благоприятную среду.
Конечно, результат тоже важен, иначе к чему, вообще, все это. А выстроенные, благодаря навыкам, отношения, будут приносить пользу в дальнейшем.
Список основных элементов эффективного общения:
- умение говорить,
- умение слушать,
- эмпатия,
- гибкость,
- умение наблюдать.
Умение говорить
Культура речи. Сложно тут что-то добавить. Этому учат с детства - родители, школа, книги. Тех, кто пропускал эти уроки жизни, легко отличить в любой толпе или компании.
Прозвучало немного напыщенно. Пусть так. Я всегда борюсь за чистоту языка. И это не отсутствие мата или крепких выражений. Умение говорить, это именно умение, а не данность каждому. Научится можно. Для этого достаточно читать, не идти на поводу у современной моды на упрощение языка (в чатах, личной переписке, любом месте, где мы выражаем свои мысли, делать это необходимо с полной отдачей), возможно, просто любить язык.
Умение слушать
Отличным примером умения слушать служат психологи. Да, собственно, это важная часть их обучения по специальности. Называется - активное слушание.
Три элемента активного слушания:
- эхо - вы повторяете слова собеседника,
- интерпретация - вы уточняете, правильность понимания того, что он сказал,
- перефразирование - вы собственными словами говорите то, что имел в виду ваш собеседник.
Не поверите - иногда, в разговоре, когда вы слушаете собеседника, необходимо и достаточно "угукать". То-есть, по классике, таким звуками как: ага, угу. Этим вы подтверждаете что слушаете.
Все эти элементы служат тому, чтобы собеседник понял - его слышат, понимают, внимательны к его словам.
Эмпатия
Скажу сразу - чтобы более-менее понять эмпатию, нужно потрудиться. Это не так просто, как часто преподносится и кажется на первый взгляд. Я лишь кратко расскажу про нее, а в конце публикации, дам ссылки на источники, в которых достаточно информации чтобы понять это явление.
Эмпатия - это умение "прочувствовать" собеседника. Перенять и понять его чувства, эмоции, смысл который он вкладывает в слова. Понять чувства собеседника, если совсем упростить.
Тут кроется ловушка. Понять чувства собеседника, это не значит понять что, вот тут чувство неловкости, тут страха, там удивления. Это, именно прочувствовать тоже самое. При этом не теряя собственные чувства и эмоции. Не подменять свои, чужими.
Гибкость
Вам не нужно становится акробатом. Гибкость ума, гибкость решений и мышления, вот что нужно.
В процессе общения, проявлять гибкость, это не сдавать свои позиции, это умение найти обходной путь, компромисс, иногда, даже, цель может поменяться. Не быть упертым при любых условиях.
У меня есть забавный пример, который я привожу в некоторых случаях: перед вами стоит задача попасть в Африку. Что вы сделаете?
Есть два простых пути - пойти пешком или полететь на самолете. Вы какой выбираете? А если вы человек принципиальный? А если вам сделали предложение от которого сложно отказаться? А вы все еще принципиальный.
Плох тот принцип, от которого нельзя отказаться.
Это не призыв к глупости. Цитата "с востока" и имеет более глубокий смысл, чем кажется с ходу.
Умение наблюдать
Тут тоже, все просто - наблюдайте за собеседником, его языком тела.
Самый банальный пример - защитная поза. Когда собеседник скрестил руки на груди, это признак защиты. Что-то в разговоре вызвало в нем желание противостоять, защищаться.
Конечно, понять такое явление, как язык тела несложно. А вот научится подмечать, особенно мелкие, быстрые детали, это непросто. Главное начать достаточно с самых простых проявлений тела.
В заключение
Эффективное общение не сложно. Несмотря на то, что состоит из множества факторов. Кое-что мы делаем неосознанно, к чему-то привыкли. А о некоторых моментах нужно помнить.
Как обещал, по поводу эмпатии.
Лучше Карла Роджерса, вряд ли, кто может сказать о ней. Поэтому и рекомендовать буду именно его работы:
Становление личности. Взгляд на психотерапию
В книге есть все, чтобы понять эмпатию. И, абсолютно все, чтобы научится эффективно общаться с людьми.
Уважаемые читатели, если вы хотите подробнее узнать о каком либо из элементов перечисленных в тексте - спрашивайте в комментариях. Я могу кратко ответить там же, или раскрыть подробности в новой публикации.