Знаменитый ралли Дакар традиционно является самым сложным испытанием для гонщиков и их болидов. Максимальные нагрузки, удары, высокая температура, грязь, пыль все это подвергает людей и технику риску для здоровья и выхода из строя узлов гоночного автомобиля. Ну с людьми более-менее понятно: хорошее здоровье, физическая и психологическая подготовка - основа для успешного завершения данного испытания. А с техникой дело обстоит по-сложнее: очень много самой разнообразной продукции в виде масел, смазок и технических жидкостей, которые предлагаются ведущими производителями. Какие из них можно использовать для обычных автомобилей в повседневной эксплуатации, а какие не имеет смысла, так как они разрабатывались специально для экстремальных условий гонок и ралли?
На примере масел и смазок EUROL из Нидерландов, которые использовались несколькими командами, попробуем узнать ответ на этот вопрос.
Прежде всего экипаж братьев Коронелей из Нидерландов, как послы бренда EUROL, возят с собой целый грузовик с маслами и смазками от этого производителя. Все жидкости, начиная от моторного масла и заканчивая омывайкой производятся на заводе EUROL и предоставлены гонщикам команды Maxxis Dakar Team. Непосредственно в мотор своего "Зверя" они заливают гоночное масло Eurol Maxence RC 10W-60 разработанное специально для высоконагруженных турбированных моторов гоночных автомобилей. Такое масло не зальешь в Ладу Гранту, двигатели гражданских автомобилей скорее всего не прокачают такой "гуталин". А вот трансмиссионное масло, используемое командой в своем болиде вполне гражданское: Eurol FULTRAX SAE 75W-140 LS GL5 (в коробке передач).
Для смазки внешних узлов и подшипников, которые подвергаются самым экстремальным воздействиям в условиях пустыни, как то подшипники, шарниры, тяги - смазываются специальными смазками Eurol, сделанных по технологии Syngis для профессионального и индустриального применения. Эти смазки обладают уникальными свойствами и при этом имеют очень высокую стоимость, что делает их малодоступными для гражданского применения. Однако купить их можно свободно в официальных точках продаж Eurol в России.
Весьма интересен опыт работы с маслами EUROL одной из ведущих команд ралли Дакар Toyota Gazoo Racing в составе которой выступали чемпион Дакара 2019 Насер Аль Атийа и чемпион Формулы 1 Фернандо Алонсо. В свои двигатели (V8 безнаддувные 5 литровые дизельные) они заливали полностью синтетическое моторное масло Eurol Synergy 0W-40 и специальную добавку Eurol Additive-S Engine с технологией Syngis. Результат их выступления о многом говорит: Насер Аль Атийа второй в общем зачете внедорожников, уступил чуть больше минуты победителю Карлосу Сайнсу.
Какой вывод можно сделать о применении специальных масел и смазок, проверенных в экстремальных условиях ралли, в обычном гражданском автомобиле? Очевидно, что основа одна, что у гражданских масел, что у гоночных, но затем в ход идут специальные добавки, которые дают увеличение ресурса, снижают трение и придают нужные свойства маслу для стабильной работы двигателя при форсированных режимах.
Применение специальных добавок в моторном масле обычного автомобиля, скорее всего нецелесообразно, т.к. их двигатели не испытывают таких нагрузок, как гоночные болиды. Однако, для продления ресурса двигателя вполне применимы... если кошелек владельца это позволяет.