Россия может стать в 2020 году крупнейшим автомобильным рынком Европы. С годовым объемом продаж 4,4 млн машин, она займет 5 место в мире. Основным источником поставок должны быть родные заводы. Россия изменяется в этом плане очень быстро, ее начинают воспринимать в серьез; еще недавно она была ярмаркой старины, где "тоннами" продавали подержанные, краденые, контрабандные и просто старые автомобили.
Группа авторов из The Boston Consulting Group подчеркивает в докладе на эту тему, что общая стоимость заявленных на период до 2020 года инвестиций в российский автомобильный сектор превышает 10 млрд долларов. Этот сектор-единственная часть обрабатывающей промышленности, которая сумела привлечь значительные средства для развития из-за рубежа.
Притоку прямых иностранных инвестиций способствует политика властей, направленная на „одомашнивание " автомобильного производства благодаря партнерству с ведущими зарубежными производителями. Появляются мнения, что на примере автопрома можно будет оценить, способна ли Россия построить у себя современную перерабатывающую промышленность.
В России легко говорить о вещах больших и”самых". По этому принципу в кризисный 2009 год там был зафиксировано самое резкое среди многочисленных экономик мира, аж 50-процентное падение продаж новых легковых автомобилей по сравнению с абсолютно там рекордным годом ранее. Российская автопромышленность оказалась в большой беде. На помощь пришло государство, которое ввело заградительные пошлины на подержанные автомобили от импорта и высокие тарифы на новые легковые автомобили (30 проц.) и грузовые (25 проц.).
Сотрудничество с западными концернами
Этого оказалось не достаточно. В поисках целевых решений Кремль сделал ставку на разрозненные компании в сотрудничество с зарубежными концернами. Россия в это время находилась на заключительном этапе определения условий членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Россиянам удалось сломить сопротивление со стороны переговорщиков, представляющих ВТО, и они ввели в итоге у себя солидные стимулы для иностранных инвесторов. Они будут действовать до 2019 года, и они полагаются на таможенные стимулы для тех компаний, которые превысят производственный потолок в 300 тыс. автомобили ежегодно и в течение 6 лет достигают доли” местной", то есть российской добавленной стоимости не менее 60 процентов.
Аналитики BCG считают, что Россия, как и раньше Китай и Бразилия, перестанет быть для мировых автопроизводителей „экспортным рынком „и превратится в”центр компетенций в области производства и продаж". Вероятность такого сценария достаточно высока. Открытым остается ответ на вопрос, Станет ли Россия центром инноваций и, следовательно, пойдет ли она по стопам Южной Кореи или последует примеру Словакии, Венгрии и в меньшей степени Чехии, где быстро были поставлены большие монтажные цеха, но где добавленная стоимость возникает почти исключительно в результате интенсивных манипуляций с гаечным ключом и отверткой.
Продолжение следует...