Найти тему
ХИМИЯ вокруг!

Магические рисунки на АВТО - как это делают? Зачем это нужно?

Оглавление

Автомобильная аэрография стала набирать популярность в 1950-х годах, когда на гоночных болидах начали рисовать языки пламени, символизирующие взрывную скорость.

вариант граффити
вариант граффити

Со временем сюжеты стали более изощренными, хотя сам этот вид живописи, что называется, пошел в массы. Сегодня главными качествами настоящего мастера-аэрографа считаются не яркость выполненного рисунка, а точность нанесения линий и возможность создания градиентов – именно это характеризует действительно интересные работы.

известный российский художник-аэрограф Ильнур Мансуров.
известный российский художник-аэрограф Ильнур Мансуров.

Сюжеты диктует мода. «Раньше часто просили злого волка или тигра, чтобы машина выглядела агрессивнее. А для меня всегда на вес золота были заказчики с позитивными идеями», – говорит известный российский художник-аэрограф Ильнур Мансуров.

В числе самых интересных своих работ он называет аэрографию по мотивам картин Сальвадора Дали. А недавно Ильнур Мансуров помог воплотить в жизнь патриотичную идею отца и сына, которые решили в честь своего деда-ветерана к 9 Мая сделать аэрографию с изображением самолета Ил-2, срисованного со старых военных фотографий.

Сейчас на улицах можно встретить десятки машин, превратившихся благодаря авторским рисункам в эксклюзивные экземпляры. Чаще всего заказчиками автоаэрографии являются люди, желающие подогнать образ автомобиля под себя, а уже бонусом для них становится внимание окружающих. Но украшение машины аэрографией удовольствие не из дешевых: стоимость сюжета на весь автомобиль начинается от 250 тыс. руб. Поэтому нередко заказчики – люди известные. Тот же Ильнур Мансуров расписывал машины певца Олега Газманова, тревел-блогера Сергея Доли и предпринимателя Евгения Чичваркина в бытность его обитания в России.


Ильнур Мансуров помог воплотить в жизнь патриотичную идею отца и сына, которые решили в честь своего деда-ветерана к 9 Мая сделать аэрографию с изображением самолета Ил-2, срисованного со старых военных фотографий.
Ильнур Мансуров помог воплотить в жизнь патриотичную идею отца и сына, которые решили в честь своего деда-ветерана к 9 Мая сделать аэрографию с изображением самолета Ил-2, срисованного со старых военных фотографий.

Аэрография (от греч. aero – «воздух», grapho – «изображать») – техника живописи, предусматривающая использование в качестве художественного инструмента жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха. Применяется для росписи стен; в процессе тюнинга автомобилей, мотоциклов, экипировки; для декорирования керамических изделий, тканей и театральных декораций; в сфере изготовления крупноформатных плакатов. Для разных задач используются разные материалы: акварель, гуашь, жидкие чернила, полиуретановые краски на водной основе. Для работы по металлу – сольвентные краски, в состав которых входят акриловые смолы.

Пыльная работа

Нанесение аэрографии – процесс многоэтапный. После начального этапа (общения с заказчиком и согласования эскиза) работа с автомобилем начинается с подготовки поверхности под окраску. Важно устранить все дефекты – иногда «подлечить» деталь, «зашкурив» полотно и убрав все неровности. Затем начинается сама роспись, где все зависит от задачи и условий, в которых выполняется аэрография. В автосервисе в дело идут чаще всего сольвентные материалы, состоящие из колера и биндера, который в зависимости от пропорций дает необходимую прозрачность и полутона. Как правило, в состав этого компонента входят акриловые смолы.

вариант граффити
вариант граффити

Общее у всех красок для аэрографии одно: они должны быть мелкодисперсными и жидкими, чтобы не забивать узкий диаметр сопла. Это особенно важно при высокой степени детализации сюжета – густая консистенция может использоваться только для заливки фона.

На заре автомобильной аэрографии необходимо было быстро наносить рисунок, но сейчас благодаря современным краскам мастеру не нужно спешить. «За мою 20-летнюю работу с аэрографом базовая крас­ка изменилась: стала иметь более сложный состав. Если раньше, в конце ­1990-х,­ ее можно было сравнить с нитрокраской, то сейчас в нее входят и полимеры, и еще ряд веществ. Подобная эволюция позволяет выделить больше времени на рисунок, прежде чем наносить закрепляющий лак», – рассказывает Ильнур Мансуров.

вариант граффити
вариант граффити

Разницу в краске сложно понять без конкретного примера. Основатель группы компаний Diffusion art Дмитрий Москалев предлагает рассмотреть случай, когда для покраски домашнего шкафа и BMW используется белая краска: «С большой долей вероятности для автомобиля крас­ка будет на основе диоксида титана с полиуретановой средой для максимальной прочности и блеска, а для шкафа – на основе диоксида титана на водной основе. Этого достаточно».

Общее у всех красок для аэрографии одно: они должны быть мелкодисперсными и жидкими

По словам Дмитрия Москалева, какого-то значимого прорыва в совершенствовании самих красок в последние десятилетия не произошло, зато появились новые растворители, помогающие достичь нужной консистенции и обеспечить правильное нанесение материалов. «Теперь точка насыщения у обычного растворителя гораздо выше – их работа усилилась практически в шесть раз. Среди новинок можно выделить составы на основе полиуретана, которые при высыхании позволяют получить покрытие с наивысшим блеском и плотностью», – говорит он.

Завершающий этап аэрографии – покрытие лаком изображения для его закрепления. Обычно хватает одного-двух слоев, но иногда требуется дополнительный слой, который придает объем рисунку. Правда, в этом случае растет риск образования сколов, а значит, уменьшается время «жизни» работы.

Это по-русски!


С большой долей вероятности для автомобиля будет использоваться краска на основе диоксида титана с полиуретановой средой для максимальной прочности и блеска.
С большой долей вероятности для автомобиля будет использоваться краска на основе диоксида титана с полиуретановой средой для максимальной прочности и блеска.

За почти 30-летнюю историю российская аэрография прошла большой путь совершенствования. Но сейчас не лучший период для работы. «У мастеров стало меньше заказов, в школах мало учеников. Я связываю это с экономической ситуацией в стране: людей, которые хотели бы видеть себя яркой индивидуальностью, всегда много, но тех, кто может заработать на это, стало ощутимо меньше. Аэрография – это всегда дорого. Над одной машиной в течение месяца должны работать минимум пять специалистов, плюс расходы на аренду и материалы», – говорит Дмитрий Москалев.

вариант граффити
вариант граффити

Впрочем, в отдельных нишах рынка аэрография все еще весьма популярна. «Некоторые владельцы Toyota Land Cruiser, Lexus, Audi и других популярных у угонщиков дорогостоящих автомобилей считают, что проще потратить 200–300 тыс. руб. на аэрографию, чем даже поставить спутниковую сигнализацию.

Первая причина – приметная на улицах машина, которую люди с большой вероятностью запомнят.

Вторая – проблемы со сбытом. Детали с аэрографией нужно или перекрашивать, или продавать без них, что, мягко говоря, для вора невыгодно.

Правда, помимо финансовой составляющей, владельцы машин с аэрографией должны решать и юридические вопросы: проходить процедуру регистрации перекраски кузова, иначе паспорт транспортного средства (ПТС) становится недействительным. «В графе «Цвет кузова (кабины, прицепа)» в таком случае пишут комбинированный или многоцветный. Но по устоявшейся практике процедура необходима, только если рисунок занимает более 40%», – объясняет художник-аэрограф студии AEROMIX Евгений Зырянов.

Зато в случае продажи автомобиля с корректно оформленной аэрографией законным владельцем нанесенная роспись может окупиться, поскольку даст бонус к цене.

Эволюция «воздушной кисти»: от скалы до капота

Начало истории: наскальная живопись

Археологи полагают, что одна из техник рисунка древних людей сопоставима с «воздушной кистью». Основой первобытного аэрографа была трубка из полой кости или крепкого стебля.

Первый профессиональный аппарат
Первый профессиональный аппарат

По распространенной версии первый настоящий аэрограф придумал в ­1870-х­ годах американец Эбнер Пилер. Используя аэрографическую технику, он нарисовал несколько десятков картин и впоследствии запатентовал изобретение «воздушной кисти». Аппарат состоял из иглы от швейной машины, согнутой отвертки, ложки и старых паяльных трубок на основе из деревянных брусков. Два патента (на сам аппарат и компрессор) он потом продал за 700 долл. компании Charles and Liberty Walkup.


Работа над росписью одной машины может длиться месяц.
Работа над росписью одной машины может длиться месяц.

Первый конфликт с коллегами

По другой версии аэрограф придумал в конце 1880-х англичанин Чарльз Бердик. Он также получил патент на изобретение и основал компанию Fauntin Brush, которая специализировалась на производстве аэрографов. Коллеги, правда, изобретение Бердика не оценили. Портрет поэта Генри Лонгфелло, нарисованный художником с помощью «воздушной кисти», даже исключили из выставки ART’s, так как сочли за фотографию.

Новые возможности ХХ века

После 1920-х годов аэрограф стал применяться не только для художественных целей, но и в сферах рекламы и промышленного дизайна.

А начиная с 1930-х аэрография пришла в индустрию развлечений – на студии Walt Disney создавали таким образом сначала фоны, а потом даже целые мультфильмы (к примеру, «Пиноккио»).

Примерно в это же время резко вырос интерес к аэрографии и в мире искусства. Во многом это заслуга авангардиста Джексона Поллока, который увидел, как в автомастерской маляр окрашивает автомобиль с помощью распылителя, и захотел испробовать в своих работах этот метод.

_____________________ ✔✔✔✔🎇

ДРУЗЬЯ! На нашем сайте НЕФТЕХИМИЯ РФ вы сможете прочитать массу интересных научно-популярных материалов. Наши статьи создаются при поддержке профессиональных авторов и ученых. Ждем от Вас обратную связь в комментариях!

Ваша команда ХИМИКОВ)

Авто
5,66 млн интересуются