Найти тему
Без стыда

Почему чужой пот кажется нам мерзким? 💦 🤢

Оглавление

Потеть — не самое социально приемлемое действие. Скажите, кого хотя бы однажды не бросало в ужас от потных подмышек, нависающих над вами в маршрутке или от спертого воздуха в кабинете, где есть люди, не воспользовавшиеся дезодорантом?

Пот вызывает омерзение. Если он чужой. И стыд — если он свой. При этом все люди потеют. Парадоксально!

Конечно, (не)уместность потения зависит от контекстов. Но, в целом, если вы потеете где-то за пределами сауны или пробежки, будьте готовы к осуждению. Об этом нам хором говорит реклама, курсы приличных манер и внутренний голос. Но почему так случилось?

💦 Почему потные люди отвращают?

По крайней мере, в большей части случаев. Чем более посторонний человек, тем более насторожены мы к его телесным жидкостям. В том числе к поту. Приличные люди в нормальной ситуации не потеют публично — это такой common sense, общее место для людей в обществах, подобных нашему.

В обществе, где принято скрывать эмоции, пот показывает окружающим, что с нами действительно что-то происходит. Мы потеем, когда болеем, волнуемся или обманываем. Вы не хладнокровны, с вашим телом происходит что-то не то. Пот делает людей непривлекательными и даже знаменитостей осуждают, если застают вспотевшими. (с) Лиллиан Гласс, специалист по поведению человека и языку тела, «Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)»

При этом потеть — предельно нормальная практика для человеческого тела:

У нас есть терморецепторы по всему телу — в том числе и на груди, и вдоль позвоночника, — которые посылают сигналы в гипоталамус. Когда мы занимаемся спортом или выходим на улицу знойным летним днем, терморецепторы шлют важный сигнал. Они говорят: «Черт, становится жарко, сделай с этим что-нибудь!» (с) Найджел Тэйлор, профессор Университета Вуллонгонг в Австралии, «Тело дрянь. Донесения с фронта (и из тыла)»

💦 Почему потение — парадоксальный процесс? Оно — жизненно важное и омерзительное одновременно

Перед нами классическая Уловка-22 — потеть нормально и даже жизненно необходимо, при этом пот — это мерзко.

Противоречивое отношение к поту тянется издавна — потеть хорошо и прельстиво, но вот сталкиваться с чужим потом — отвратительно. Ситуация усугубилась с началом XX века, когда на наше отношение к телесности рьяно начала влиять реклама.

Как водится, на комплексах, связанных с телесностью, можно успешно наживаться. Так случилось и с потными подмышками — сначала женскими, а потом уже, через несколько десятилетий, и мужскими. Пришла эпоха антиперспирантов.

Мужчинам повезло чуть больше, потому что какое-то время считалось, что потные мужские подмышки — это мужественно. Ну а удел женский традиционно сводился к тому, что леди не потеют (да и не живут судя по палитре требований).

💦 Так почему же отношение к поту столь противоречиво? (экзистенциальная версия)

Философская версия, которую в книге Мары Олтман озвучила Джейми Голденберг, профессор Южно-Флоридского университета:

Мы хотим быть богами и отводим себе особую роль, дистанцируясь от всех прочих тварей, но телесное постоянно напоминает нам о нашей тварности и неминуемой смерти. Наиболее «звериные» части тела — сопливые носы, гнойные фурункулы, молочные железы — часто на уровне подсознания напоминают, что у нас, как и у любого создания, есть свой срок годности.

Читайте также: «Пот выводит токсины» и еще 3 мифа о человеческом поте

Лена Низеенко