Святой преподобный Паисий Святогорец в своей книге о семейной жизни пишет, что детей из распавшихся семей видно издалека. Таким детям, которые навещали старца, он оставлял в банке около своей каливы лукум, они подходили и ели. Жалел таких детей, считал, что они лишены любви и радости. Поэтому часто находят утешение в алкоголе и наркотиках. Да мало ли какие пристрастия могут быть!
Сейчас принято говорить о детских травмах. Развод-это большая травма для детей. Чаще они остаются с матерью, которая не жалеет сил, чтобы дать своему ребёнку все, что нужно. Есть все в жизни малыша-питание, образовательные мероприятия, развлечения, путешествия...Нет только той модели семьи, где бы он мог научиться быть мужем, а девочка женой. Становясь взрослым, встречает свою любовь, создаёт семью. Но внутри своей семьи ему трудно отличить элементарную ссору и конфликт, который может быть поводом для расставания. Что кризис семейных отношений вполне переживаем , отношения после него меняются, и это естественно. Брак при этом остаётся и есть место счастью.
Очень много сил затрачивается чтобы разобраться во всем этом. Тогда как у детей, выросших в полных семьях, в процессе жизненного пути формируется установка на, сберегающую семью, мыслительную деятельность. А как известно, установка (доминанта по Ухтомскому) имеет качественно иное энергетическое обеспечение деятельности, на 2/3 ведущейся подсознательно, то есть энергетически малозатратно, в отличие от актуального и осознанного поиска. Другими словами, детям разведённых родителей приходится больше напрягаться в семейной жизни .
Другая проблема: возможность построения глубоких доверительных отношений с лицом противоположного пола.
Если это девочка-ей неведома забота мужчины, который к ней хорошо относится просто так, потому, что любит. Приходится двигаться навстречу выбранному мужчине путём проб и ошибок, тяжело переживая неудачу.
Если это мальчик-его поджидает некоторое коварство. Чуткая, внимательная мама, которая всегда ищет подход к своему сыну, не даёт ему возможности понять, что женщина может быть эгоистичной, своенравной, капризной. У неё может быть много претензий и ожиданий. Он не готов к проявлению этих качеств.
В современном мире поощряется воспитание детей обоими родителями, находящимися в разводе. Часто судом регулируются встречи, иногда время проживания то с одним, то с другим родителем. Увы, и в этом подходе есть серьезные трудности.
Для иллюстрации хотела бы привести пример из книги французского психолога Винцента де Голжака «Истрия в наследство». Автор оказывает психотерапевтическую помощь молодой женщине по имени Анни. Она была ребёнком, когда ее родители развелись. Анни жила поочередно то у отца, то у матери. Отец из новоиспеченных бизнесменов, вёл свободный образ жизни. Мама из старинной религиозной аристократической семьи. Каждый раз, когда девочка переезжала от отца в семью матери, ее раздевали, энергично мыли, словно стремясь смыть с неё скверну, сопровождая все это рассуждениями о неспособности «этих людей правильно воспитывать ребёнка». Испытывая привязанность к своему отцу и к своей матери, Анни пытается взять на себя функцию связующего звена между обеими семьями. Винцент де Гольжак так определяет ее состояние: «Ввиду неспособности реализовать примирение родительской пары, Анни испытывает мощное чувство саморазрушения». Она выросла, вышла замуж. Родила двоих детей. Ее муж занимает важную должность в промышленности. Но субъективно страдает от ущербности, испытывает затруднение в определении своего места как жены и как матери. Сказалось влияние конфликтов идентификации и лояльности.
Как видим трудностей в жизни детей разведённых родителей хватает.
Что же можно предпринять?
Конечно, самое лучшее-не разводиться! Но уж у кого как получается. Если принято решение об обоюдном воспитании ребёнка разведёнными родителями, прежде всего приложить усилия сдерживать себя в комментариях по поводу противоположной стороны, чтобы не вызвать конфликт лояльности. Не приносить себя в жертву ребёнку, чтобы он мог знакомиться с разными сторонами личности своего отца или матери.
И всегда найдётся возможность общаться с полными семьями, где дети смогут как-то наблюдать, пусть и со стороны, супружеские отношения.