История создания
Заднеприводный универсал ВАЗ-2102 с народным названием «Двойка», был выпущен Волжским автомобильным заводом в 1971 году по лицензионной копии итальянского автомобиля Fiat 124 Familiare, который в Европе производили с 1966 по 1974 год. конструкцию автомобиля на протяжении всего времени производства вносились изменения, кроме того было выпущено не менее 8 модификаций с различными силовыми агрегатами, салоном. Автомобили семейства ВАЗ-2102 выпускали не только для советских потребителей, но и импортировались в различные страны. Экспортные модификации автомобилей ВАЗ-2102 носили имя Lada 1200, Lada 1300 и Lada 1500 (номера соответствовали объему двигателя), так как название «Жигули» не каждый иностранец мог правильно произнести.
По официальным данным выпуск «двойки» был прекращен в 1985 году (на тот момент уже в течение года совместно выпускали универсал ВАЗ-2104), однако некоторые источники утверждают, что в 1986 году было выпущено 156 автомобилей. Таким образом, можно считать, что серийный выпуск «Жигулей» под индексом ВАЗ-2102 был завершен в 1986 году. За все время производства заводом было выпущено 666989 автомобилей, включая различные модификации, до красивого числа не хватило 10 штук.
Дизайн и конструкция
Не смотря на то, что универсал ВАЗ-2102 был копией итальянского автомобиля, все же они достаточно сильно отличались. В конструкцию автомобиля по аналогии с седаном ВАЗ-2101 было внесено множество изменений, начиная от двигателя и заканчивая внешним видом и салоном.
Так как автомобиль ВАЗ-2102 все же являлся грузопассажирской моделью, в конструкцию подвески было необходимо внести изменения. Специалисты автозавода «Ваз» усилили пружины подвески и амортизаторы, тем самым увеличив грузоподъемность универсала до 250 килограмм с двумя пассажирами на борту, или 60 килограмм груза с полным салоном людей, в количестве пяти штук. Грузоподъемность ВАЗ-2102 получилась больше чем у седана ВАЗ-2101, не смотря на то, что его снаряженная масса была больше на 55 килограмм.
В качестве силового агрегата на вторую модель «Жигулей» устанавливали точно такие же двигатели, как и на седан ВАЗ-2101 объемом от 1,2 до 1,45 литров и мощностью от 64 до 71 л.с. которые работали совместно с точно такой же механической 4-ступенчатой коробкой передач.
Модификации
ВАЗ-2102
ВАЗ-21021
Модификация которую выпускали с 1978 года, оснащалась двигателем объемом 1,3 литра и мощностью 69 лошадиных сил.
ВАЗ-21021-01
Как и предыдущая модель но с новой панелью приборов от седана ВАЗ-2103
ВАЗ-21021-02
Модификация с панелью приборов от седана ВАЗ-21011
ВАЗ-21022
Экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса.
ВАЗ-21023
Модификация универсала с новой панелью приборов от седена ВАЗ-2103 и более мощным двигателем объемом 1,45 литра и мощностью 71 л.с.
ВАЗ-21024
Экспортная модификация автомобиля ВАЗ-21021 для стран с левосторонним движением.
ВАЗ-21026
Очередная экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса. Двигатель объемом 1,45 литра, мощность 71 л.с.
ВАЗ-21029 (2801 «Электро»)