Одни из самых некрасивых и "бледных" станций Московского метро. Они появились во времена правления Н.С. Хрущёва. Как и кто придумал типовой проект платформы? Какими способами можно было украсить такую станцию? И почему возвращению художественной выразительности в метро мы обязаны революции 1905 года? Об этом и не только расскажу сегодня.
Урезанные "Сталинки"
Архитектуру существующих станций Московского метро в своих выступлениях Н.С. Хрущёв особо не критиковал. Но все понимали, что очередь дойдёт. Начиная с 1955 года, продолжали открываться платформы, которые проектировались до знаменитого указа "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Правда декор этих станций немного изменили, по сравнению с изначальными проектами. Листайте фото.
Например, на "Рижской" вместо мрамора появилась плитка янтарных цветов. А на "ВДНХ" орнамент на пилонах превратили в зелёные полосы. Однако вопрос оставался открытым: какими должны стать новые платформы, чтобы угодить правителям во главе с Н.С. Хрущёвым?
Проблема состояла в том, что тогда главным было количество новых станций, а также то, сколько километров путей пройдено. Архитектура интересовала мало. В первую очередь, думали о финансовой стороне вопроса. То есть об экономии.
Подземные "близняшки"
Тогда в "Метрострое" и разработали типовой проект станции времён советской оттепели. Придумал его архитектор Михаил Марковский под чутким руководством своего учителя Алексея Душкина. Подземный зал решили разделить двумя рядами колонн. Для пассажиров это было достаточно удобно. Первой "ласточкой" нового "Хрущёвского" метро стала "Первомайская". Её открыли в 1961 году.
Сначала опоры типовых станций проектировали с шагом в 4 метра. С годами пространство увеличили до 6, а где-то и до 6,5 метров (станция "Ботанический сад", например). Из-за непривычно большого количества колонн, платформы в народе прозвали "сороконожками".
Конечно, никакого полёта архитектурной мысли ожидать не приходилось. Развернуться строителям было просто негде. Все станции походили одна на другую, словно близнецы. Разрешалось только менять форму колонн (на квадратную или восьмигранную). А также выбрать плитку из нескольких цветов. Просто листайте фото, и убедитесь, насколько всё одинаково.
Мрамор в отделке станций глубокого заложения по-прежнему использовали. Но его было всего 5 видов, причём самых дешёвых. Для сравнения, при строительстве станций в 1930-1950-х годах вариантов было более 20.
Экономия тротуаров
От наземных вестибюлей отказались вовсе. Считалось, что интенсивность пешеходного движения возросла. Поэтому "драгоценное" место на тротуарах лучше не занимать. А встроить выходы в подземные переходы.
Удивительно, как в такой обстановке всё-таки удалось возвести несколько павильонов. Например, для станции "Октябрьская" (Калужско-Рижской линии). Во времена Л.И. Брежнева ситуация немного изменилась. Генсеку до метро особого дела не было, поэтому архитекторы получились немного больше свободы.
В конце 1960-х чиновники поняли, что пассажирам всё-таки желательно как-то отличать одну станцию от другой. Поэтому разрешили применять изобразительные средства в виде отдельных вставок. Позже исполком "Моссовета" и вовсе - дал добро повысить художественную выразительность станций.
Революция - двигатель искусства
Но всё это были мелочи. Серьёзных изменений удалось добиться только после открытия станции "Баррикадная". Благодаря революционной тематике платформа по тем временам получилась просто помпезной. Во-первых, розовый мрамор. Во-вторых, собственный наземный вестибюль.
Да, он не был таким шикарным, как у станций Кольцевой линии. Но художественные средства там всё равно присутствовали. Например, рельеф, который изображал гибнущих, но не сдающихся революционеров на баррикадах в 1905 году.
Городским властям проект понравился. Процесс согласования новых оригинальных станций Московского метро стал проще. Однако это уже другая история, которую я расскажу как-нибудь в другой раз.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!