Найти тему

Что ждет рынок навесного оборудования в 2020 году

Оглавление

Тренды отрасли и рекомендации экспертов

2019 год оставил неоднозначное впечатление для строительной отрасли. С одной стороны темпы роста 2018 года существенно замедлились и, несмотря на прирост продаж спецтехники (по различным источникам — от 11% до 14% в сравнении с 2018 годом), факторов в пользу пессимистичного прогноза на 2020–2021 пока больше.

Ключевыми факторами роста продаж техники в 2018–2019 году были: отложенный спрос, значительное устаревание фонда спецтехники и обострившаяся проблема необходимости его обновления, стабилизация курсов валют (только к 2018 году страна реально привыкла в курсу доллара свыше 60 руб).

Строительная отрасль так и не вернулась на докризисные показатели и вряд ли это произойдет в обозримом будущем. В этой связи на первый план выходят инструменты повышения эффективности строительных компаний, за счет которых можно повысить собственную эффективность и отдачу на вложенный в бизнес капитал.

Несколько тенденций, на которые стоит обратить внимание в первой половине 2020 года:

1. Повышение мобильности и универсальности техники

-2

Строительная отрасль на постсоветском пространстве развивалась экстенсивным путем: больше работ — больше техники. Под каждый новый объект (особенно крупный) закупалась новая техника. Нередко она окупалась с этого же или еще одного-двух объектов и там же утилизировалась (в особенно удаленных регионах нередко вопрос решался и без дорогой утилизации).

После 2014 года техника вместе с навесным оборудованием и комплектующими стала значительно дороже, а стоимость работ изменилась незначительно. Это сформировало тенденцию к более тщательному анализу расходов на выполняемые работы. Даже в небольших строительных компаниях сформировался целый кластер специалистов по анализу инвестиционных затрат. Если говорить про рынок техники и оборудования, это вылилось в более вдумчивое приобретение спецтехники. Ключевым фактором стала мобильность и универсальность.

Теперь не принято под каждый вид работ покупать отдельные экскаваторы с отдельной единицей навесного оборудования. Продажи по-настоящему мобильных машин начинают расти быстрее (хотя введение утилизационного сбора в некоторых классах затормозило данную тенденцию).

В Европе давно оценили целесообразность покупки мини-экскаватора и мини-погрузчика вместе универсального «комбайна» в виде экскаватора-погрузчика. При сопоставимой цене двух «миников» с одним экскаватором-погрузчиком, две машины могут работать одновременно, отличаются пониженным расходом топлива, могут эксплуатироваться на двух разных объектах и имеют еще целый ряд преимуществ.

Еще одним трендом стало повышение универсальности машин. Сейчас модно оценивать загрузку техники наперед и уже на старте комплектовать ее дополнительными навесными инструментами для любых работ (гидромолот, гидробур, вибропогружатель и т. д.). Это сформировало более устойчивый спрос на средства механизации, снижающие время простоя на площадке, необходимое для переоборудования экскаватора.

Навесное оборудование расширяет возможности вашей спецтехники

Подобрать оборудование

2. Интеграция новых технологий и разработок на всех этапах строительства

-3

На рынке становятся более доступными новые технологии повышения эффективности выполнения работ. Все больше компаний внедряют специализированное программное обеспечение для управления проектными работами. Рынок охотнее принимает новые виды навесного оборудования и техники, которые даже при более высокой стартовой цене отличаются более высокой производительностью и, при должной загрузке, обеспечивают более короткий срок окупаемости.

В моде понятия «общая стоимость владения оборудования», «окупаемость», «цена 1 м³ материала, разработанного с данной машиной/оборудованием». Согласно проведенному нами опросу, в 2019 году 37% респондентов из строительной отрасли в качестве ключевого параметра оценки своего бизнеса отметили «производительность» и «долгосрочную отдачу на вложенный рубль». Для сравнения — в 2017 году их доля была менее 25%, а на первом месте были «стоимость бизнеса» и «общая стоимость портфеля работ».

3. Утилизационный сбор

-4

Повышенный сбор на импортную технику уже стал данностью. Перспектив к смягчению данной политики не наблюдается, и вряд ли это станет возможным в обозримом десятилетии. Это подталкивает производителей техники к локализации машин в России (процесс небыстрый, так как для локализации нужна эффективная промышленная база поставщиков-производителей компонентов, которая недостаточно сильна в данный момент).

Первая волна утилизационного сбора уже прошла, рынок постепенно привык к новым ценам на импортную технику. В 2020 году ожидается новая волна повышения сбора, в частности, на компактную технику. Учитывая отсутствие реальных альтернатив отечественного производства, со второго полугодия будет еще один этап повышения цен на технику, и пока не наблюдается причин для отмены планов по введению новых сборов.

4. Импортозамещение и возобновление валютных рисков

-5

Курс на импортозамещение тесно связан и с утилизационными сборами, и с общим кризисом отрасли. В перспективе капитальные вложения в импортную технику — менее рискованные, так как с увеличением курса дорожает не только новая, но и б/у техника.

Краткосрочное снижение стоимости валют в январе 2020 года не должно вводить в заблуждение. Общая ситуация в экономике такова, что курс доллара менее 55 руб. только усугубит проблему с государственными инвестициями в инфраструктуру. Как резюме, в первом полугодии 2020 года курс останется в диапазоне 60–68 руб. за доллар. Учитывая невысокую маржинальность на рынке техники и оборудования, изменение цен на импортное оборудование возможно в этом же диапазоне.

5. Лизинговые риски

-6

Программа государственной поддержки лизинга к концу 2019 года оказалась в подвешенном состоянии. Существуют достаточно высокие риски, что реальная заморозка государственных субсидий будет перекладываться на покупателей спецтехники (скажем точнее, уже перекладывается).

Тем не менее, в 2019 году рынок лизинга спецтехники был одним из самых растущих (рост более 37% за первые 9 месяцев 2019 года). При грамотной оценке ресурсов и планировании лизинг остается достаточно выгодным инструментом привлечения средств для обновления/пополнения фонда основных средств.

В нашей компании действует упрощенная процедура лизинга

Рассчитать лизинг

Подводя итог, стоит отметить главное: следите за тенденциями рынка, чаще обсуждайте с подрядчиками и поставщиками современные тенденции. Стоит обращать внимание на европейский рынок техники и оборудования, от которого российский, к сожалению, пока еще отстает на 15–17 лет. Тем не менее, разрыв сокращается, все больше компаний в России ищут пути к увеличению эффективности, в том числе за счет грамотного подхода к риск-менеджменту.

Авто
5,66 млн интересуются