На снимке чемпион, победитель мирового турнира по классической борьбе, челябинец, Григорьев Владимир Анатольевич держит на своем правом плече знаменитого композитора Шаинского Владимира Яковлевича и опирается правой рукой на автомобиль ВАЗ - 2129К «КЕДР». Это первый автомобиль повышенной вместимости . Это своего рода прообраз перспективного для мелкосерийного производства автомобиля ВАЗ- 2120, получившего потом имя «НАДЕЖДА» и выпускавшегося в Опытно - промышленном производстве Научно- технического центра АВТОВАЗа. Кроме того этот автомобиль помог освоить выпуск мелких серий пятидверного ВАЗ- 2131, что послужило потом поводом к выпуску этой модели даже. На главных конвейерах ВАЗа. «Пятидверная НИВА» (ЛАДА 4 х4) и сегодня производится ВАЗом.
Фото относится к лету 1993 года и опубликовано в журнале « Лада- сервис» № 5-6 в конце того же года.
Идея рекламного снимка пришла руководству предприятия «АвтоВАЗ Восток сервис» в дни пребывания в Тольятти этих двух чемпионов (каждый в своем деле) по причине появившегося желания приобрести новые автомобили ВАЗ. Шаинскому нужен был ВАЗ- 2109 с длинным крылом, Григорьев просил продать «длинную НИВУ». Цель рекламы была проста, как «лопата». Нужно было ускорить работу по постановке на производства автомобиля «для многодетных семей» ВАЗ- 2120, идею создания такого автомобиля родили» еще в 1990 году, когда уже почти два года работал на ВАЗе Центр самодеятельного технического творчества (ЦСТТ) и была тесная дружба энтузиастов Центра с правлением отделения Советского Детского фонда им. В. И. Ленина на ВАЗе . Так вот, в правлении фонда был замечательный человек, многодетный отец Матросов Валерий Васильевич. Он обратился ко мне с просьбой «прозондировать» возможность создания и финансирования на базе «НИВЫ» автомобиля повышенной вместимости. Поговорили с руководством банка социального развития «ЛАДАБАНК» и получили добро, но с условием, что у этого автомобиля должно быть продолжение и вариант «бронивика». Ну, это уже отдельная история.
Фото было опубликовано, как и другие фото этого автомобиля в журналах «Лада- сервис». Автором рекламных статей был Сергей Мельник (ставший потом «золотым пером» Самарской губернии). Фотографировал Ринат Галеев, который к сожалению ушел рано из жизни. Матросов В.В., тоже давно в мире ином, он разбился на дельтаплане...
Шаинский уехал на новом автомобиле ВАЗ- 2109, а Григорьев уехал на этой «удлиненной НИВЕ», которую у него через год угнали жулики в Казахстан. Вроде бы автомобиль потом отыскался, но переживаний было много. За эту рекламную акцию каждому участнику вручили по бутылке коньяка и поощрили возможностью приобретения автомобилей вне очереди ;)
В книге про Петра Михайловича Прусова ( стр. 76...77) об этом автомобиле есть сюжет :
«Руководители НТЦ решили сначала выпустить трехдверный автомобиль «НИВА 2129» в самостоятельное плавание в океане рынка. Решить - то решили, но денег на проект не было. И тогда Прусов отправился к человеку, который как никто мог помочь в этой ситуации. К « великому авантюристу» (по словам Прусова) и энтузиасту Юрию Кузьмичу Целикову. Юрий Кузьмич в то время руководил центрами «АвтоВАЗтехобслуживания» Восточного региона страны. У него в подчинении были все станции от Вятки до Камчатки.
Прусов показал Целикову опытный образец 2129 :
- Юрий Кузьмич, видишь эту машину? Она тебе нравится?
- Да!
- Ты бы торговал ею?
- С удовольствием!
- Тогда есть предложение, - начал «искушать» Прусов. - вот мы с тобой согласовываем цену. А затем вы покупаете у нас десять автомобилей. Но с условием, что деньги вносите сейчас, а автомобили получаете в течение следующих 6-8 месяцев.
- Это может решить только директорат Восточного региона, - ответил Целиков. - Вот через три дня у нас будет собрание, куда приедут директора всех центров. Там и выступай со своим предложением!
Прусов явился на судьбоносное для трехдверной «НИВЫ» собрание и выступил со своей идеей. Дилеры, посовещавшись, сказали :
- Мы принимаем такие условия, но с одним небольшим дополнением. Два года подряд мы будем выкупать весь « тираж» этого автомобиля. Выступим эксклюзивными дилерами, а все остальные желающие будут покупать эти машины уже у нас.
Естественно, такой вариант годился хотя бы по двум причинам. Во- первых, это означало в будущем никакой мороки со сбытом. А во- вторых, инициаторы новой модели (заместитель главного конструктора АВТОВАЗа Прусов в «тандеме» с директором ОПП Сергеем Перевезенцевым) добились бы своей цели - запустили в производство новый автомобиль.
Итак, получив предоплату за десять автомобилей, в ОПП организовали производство ВАЗ-2129.
Прусов уточняет:
- В истории « НИВЫ» это очень важный момент!
Во- первых, трехдверная модель была базовой. И когда мы ее освоили, она стала «зарабатывать» средства на все остальное семейство. То есть, на пятидверную «НИВУ», на минивэн 2120, пикапы и «Скорую помощь» на базе « НИВЫ». Поэтому ВАЗ-2129 я считаю ключевой моделью в непростой истории длинной «НИВЫ».
Необходимо упомянуть, что в создании предсерийных пяти образцов длинной трехдверной «НИВЫ» больше всех трудились : Варнавский А.М; Зуев Ю.П.; Редькин В.В.; Трусов В.И.; ОвчинниковЮ. М.; Баганов Ю.В. и многие другие энтузиасты. Работы вначале велись в помещении бывшего просторного гаража Транспортного управления ВАЗА, которое располагалось в подвале под магазином «1000 мелочей» в Новом Городе (Автозаводский район). Начальником ЦСТТ по рекомендации дизайнера «НИВЫ» Семушкина Валерия Павловича был назначен Редькин В.В.
P.S. Ю.К.Целиков добавляет: Владимир Анатольевич Григорьев бывал ку меня в гостях в Ташелке. Водил его в баню совхозную, так там куча комбайнеров и других сельхоз работников прибежали посмотреть на этого богатыря, ростом более 2 метров и весом более 120 килограмм. В этой же бане парился и Шаинский Владимир Яковлевич и тоже куча «зрителей» притащилась . Сегодня эта баня почти разрушилась..., а был бы такой «памятник»...
Интересно? Ставьте "лайк",
делитесь в соцсетях с друзьями,
задавайте вопросы в комментах.
Мы продолжим публиковать истории о"Ниве" в следующих выпусках.