Тема тайм-менеджмента или по русски - управления временем, в современном мире, актуальней некуда. Это уже целая индустрия, со своими тренингами, курсами, книгами, уроками и тд. Отсюда и невероятное количество систем, методик и подходов. Некоторые из них, вообще перевернули всю суть с ног на голову. Однако, популярность темы только растет.
Работает или не работает?
Мне повезло попасть в начало волны популярности темы управления временем. К тому же, сам жизненный путь привел к тому, что надо было что-то исправлять и совершенствовать. Если кратко - я исследовал и проверил на практике, подавляющее большинство методов и средств тайм-менеджмента. От самых популярных, до придуманных частными лицами.
Первое, что хочу сказать - они все работают. Абсолютно все. Второе - для вас, не будет работать ни одна. Вы не ослышались - какую бы вы систему (технику) не выбрали, вероятность, что она будет для вас работать близка к нулю. Казалось бы, оба факта противоречат друг другу - но нет. Сами системы то, работают. Но, чаще всего только у самого создателя.
Это противоречие приводит к тому, что многие берутся внедрять в свою жизнь управление временем, и в скорости бросают - не получается. Причины разные - не могу все это делать, слишком сложно, не получается справляться так, как рекомендовано, слишком много тратиться на работу с системой.
Все совершают одну ошибку - пытаются следовать правилам системы как есть, не понимая принципы на которых она построена.
Три правила, которые решают все
В основе любой системы, в том числе тайм-менеджменте, лежат принципы, соблюдение которых приводит к требуемым результатам. Прежде чем увидеть принципы, нужно понять, а зачем это вообще нужно.
Чаще всего, когда человек приходит к пониманию, что пора бы научится управлять своим временем, задачами и делами, он видит проблемы, которые ему мешают. Лекарством и становится некая система.
Какие ожидания вкладываются в управление временем:
- Не забывать что нужно сделать,
- Знать что уже сделано и следующий шаг,
- Видеть план достижения результата,
- Использовать время эффективно.
Каждый пункт подкреплен психологическими факторами. Не вдаваясь в подробности (иначе текст превратится в полотнище), скажу лишь что, напряжение, страх, недовольство и неудовлетворенность плохие друзья.
Итак, что нужно знать, чтобы эффективно для самого себя решить вопрос управления временем.
1. Входящие или Пул или Общий список
Страх, что-то забыть, работает очень эффективно - о нем можно не думать, а он будет сопровождать каждую минуту. К этому можно добавить ситуации, когда мы испытываем сожаление, что забыли что-то важное, а может и не важное, да вспомнить уже не получается. Это тоже терзает - была какая-то мысль, не записал и забыл. А вдруг важная?
Первое правило в управлении временем - все записывать.
Создать список в любом виде, хоть на бумаге, хоть в телефоне. Главное, пришла мысль - запиши! Подумал о чем-то интересном - запиши! Увидел нечто, что может пригодится - запиши!
ВАЖНО. Заметьте, я не сказал - "список дел", а просто список. В нем может быть все, абсолютно. От самых банальных дел - купить хлеб, написать письмо и тп. До самых странных - приснилось что я изобрел новый инструмент, он делает вот так... Или - захотелось слетать в Тибет, сходит в Шаолиньский храм.
Особенности
Касаемо самого списка - он должен быть един, хранится в одном месте.
Понятно что, невозможно 100% времени иметь под рукой место для записи. Даже, если это мобильник, с которым многие не расстаются 24 часа в сутки. Не страшно. Запишите хоть на клочке бумажки, хоть помадой, краской на заборе, как угодно, но здесь и сейчас. А потом:
Всегда переносите ваши клочки бумаги, записи на заборе или на руке в ваш единый список.
Сложно? Почему? Какие сомнения могли появится в связи с этим правилом? Они не новы. Какие бы сомнения сейчас у вас не появились, пройдет совсем немного времени и результат этих действий затмит любые первоначальные сложности.
2. Контекст или Привязка
Жизнь человека делиться на несколько направлений (сфер жизни) - дом, работа, личное, семья. Каждое можно разделить еще и еще. На выходе получится классический список - сферы жизни человека. Можно найти такие списки из 20 сфер, 8, 10 и тп. Это уже частности. Важно видеть общую картину и она состоит из:
- Личность (человек) - мое я, мои интересы, желания,
- Семья (родные) - родители, супруг или супруга, дети,
- Работа (общество)- профессия, карьера.
Все. Три.
Второе правило в управлении временем - разделять то, что вы вносите в общий список, по сферам жизни.
Это называется контекст (привязка). Общий список, который будет расти быстро и содержать множество задач, желаний, мыслей, нужно разделить по контексту.
Особенности
Как уже сказал - контекст может быть обобщенным (3 сферы) или подробным. Выбирать только вам. Любое навязывание в этом вопросе, недопустимо. Все мы разные и жизненные области с интересами могут отличаться диаметрально-противоположно.
3. Уборка
Правило, которое стоит использовать в каждом моменте своей жизни, в каждой области, каждом деле.
Третье правило в управлении временем - на постоянной основе проводить ревизию (проверку) общего списка и удалять то, чему уже нет места.
Весь мир не спасти, все дела не переделать, все возможности не испытать. Необходимо делать выбор. Выбор того, что имеет право остаться и что должно уйти и забыться. Как делать выбор или что удалять, никто кроме вас не решит. Ваша жизнь принадлежит только вам.
Особенности
За двумя зайцами погонишься - останешься без ужина. Народное творчество.
Я не боюсь человека, который тренирует 1000 ударов. Я боюсь человека, который 1000 раз тренирует один удар. Брюс Ли.
Я помню, как стремительно рос мой список. Все казалось важным и нужным. Бесполезный-важный список. Распыляться так сильно по жизни - приносит больше вреда чем пользы. Хочу - все, делаю - ничего.
Планирование, ради планирования - не надо.
Стоит избегать и этого. Мне доставляет удовольствие планировать. Записывать все что надо, потом структурировать, разделять на мелкие шаги, смотреть на классный план. И все. Делать? Нет. Зачем, я уже делаю так много - планирую.
Где тут техника?!
То, о чем написано выше - это фундамент. Без него не будет ничего. Сколько бы не старались. Ответить на все вопросы по техникам управления времени, в одном тексте, невозможно. Невозможно так, чтобы было эффективно и полезно.
Опыт показал - начать с главного и, постепенно, наработаешь свою технику.
Вот ключ и самый главный секрет тайм-менеджмента.
Список литературы
1. Дэвида Аллен - GTD (Getting Things Done). Здесь изложено множество принципов, которые могут работать как все вместе, так и стать частью индивидуального подхода. Основа основ.
2. Огромный список книг по тайм-менеджменту. Во всех есть полезное, бесполезное, работающее и не работающее.
Вместо них, я бы посоветовал познакомиться (желательно, после усвоения фундамента) со следующими методами:
- Матрица Эйзенхауэра - принцип распределения задач по важности,
- Принцип или Закон Парето - сходу можно не понять его суть. Если разобраться, можно сделать интересные открытия про то, как лучше выстроить работу.