Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения .
Процесс восприятия одним человеком другого – перцептивная сторона общения (познание другого человека). На основе внешней стороны общения поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям.
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.
Какие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для наблюдаемого является наиболее важными и информативными для наблюдателя, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?
К наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести:
выражение лица (мимика),
способы выражения чувств (экспрессия),
жесты и позы,
походка,
внешний вид (одежда, прическа),
особенности голоса и речи.
Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Благодаря одежде человеку могут быть приписаны черты, которых он не имеет. Важным факторами, влияющими на первое впечатление являются цвет одежды, украшения, осанка.
Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концепция). Поэтому чем богаче, интереснее наш внутренний мир, тем интереснее и привлекательнее кажутся нам окружающие люди.
При восприятии людьми друг друга часто возникают различные стереотипы.
Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.
Наши истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у нас на протяжении всей жизни.
Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях, среди которых можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе.
Рассмотрим наиболее популярные проявления этих представлений .
Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия.
Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». Таким образом, эффект проекции побуждает нас находить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состояния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая проекция получила название атрибутивной.
Другим видом проекции является защитная. Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. (Трус радуется сомнениям и неудачам смелых, излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих).
Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора. Этот феномен получил название эффект бумеранга.
Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. После первой встречи с незнакомыми людьми больший вес, значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот больше доверяем последним сведениям.
Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей.
Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. Physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты «научно» по внешним признакам устанавливают психологические особенности этого типа.
Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями.
Этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Профессиональные стереотипы (каждая профессия имеет свой штамп).
В педагогической практике наблюдаются стереотипы по отношению к ученикам. («Хорошего» ученика вызывают чаще и активнее поддерживают, а от «плохого» часто ничего хорошего и дельного педагог не ждет и затрачивает на него меньше времени).
Эмоциональные.
Плохое и хорошее настроение может усиливать стереотипы относительно других. При плохом самочувствии мы воспринимаем людей и события в более негативном свете.
Какие же положительные моменты у стереотипизации?
«Стереотип восприятия» помогает человеку определить как общаться с различными людьми или группами людей и выбирать подходящую для общения стратегию поведения.
В качестве примера «стереотипов восприятия» можно привести такие, как «женщины эмоциональнее, чем мужчины», «немцы отличаются педантичностью», а «итальянцы отличные любовники».
Стереотипы необходимы для того, чтобы обобщать информацию об окружающих, для того, чтобы сделать более понятной картину мира, в котором живет человек.
Таким образом, стереотипы помогают нам находить нужную линию поведения в общении с окружающими людьми.
Стереотипы оказывают помощь, если только они не сильно обобщены или не являются ошибочными.
Чтобы стереотипы оказывали помощь, а не мешали, не следует слепо следовать им. Прежде, чем применить стереотип, подумайте, может быть Ваше собственное восприятие гораздо точнее этого стереотипа и будет более полезно в текущей ситуации для создания комфортной обстановки для общения с окружающими.
Желаю вам приятного общения!