Найти тему
Евгений Шитов

Психиатр: «Диагноз современных политических и бизнес «элит» - социопатическая личность»

"Завидуйте молча, неудачники!"
"Завидуйте молча, неудачники!"

В основе антисоциальной или социопатической личностной направленности лежат два главных фактора.

1. Во-первых, это для антисоциальной личности характерен дефект Супер-Эго и недостаток усвоенных и принятых для себя норм морали и нравственности. У большинства людей это называется совесть и является источником внутреннего запрета на какие либо противообщественные действия. У антисоциала совести нет. Если обычные люди избегают совершать противоправные действия руководствуясь «голосом» совести ("стыдно, совестно, неправильно..."), то для социопата основной критерий – «поймают – не поймают».

2. Во-вторых, антисоциалом движет внутренне побуждение к всемогущему контролю над окружающими. Это значит, что ведущая мотивация антисоциальной личности – сделать других, достичь собственных выгод через манипуляцию и эксплуатацию окружающих, перешагнуть через другого или «пройтись по трупам». Внутренний дискомфорт, чувство тревоги, неполноценности или собственной слабости антисоциал компенсирует через ощущение власти и превосходства над другим человеком.

Причем не всегда антисоциальные личности – это преступники, нарушающие законодательство. Как указывают психоаналитические авторы (Н.МакВильямс), хорошо адаптированные антисоциальные личности востребованы в бизнесе (в том числе крупном бизнесе), где требуется рисковать, в политике, силовых ведомствах (прежде всего в спецслужбах), среди вождей культов, лидеров наций. В общем, везде, где много власти в чистом виде и где легко продемонстрировать свое превосходство и контроль над окружающими. В тоже время, антисоциальная личность требует четко обозначенных границ, преступление за которые повлечет для нее однозначно негативные последствия. Как уже говорилось выше, не имея совести и не понимая, что хорошо, а что плохо, адаптированный антисоциал четко понимает, за что его могут поймать и наказать. И это (а вовсе не совесть) является причиной для отказа от каких либо противоправных действий.

В отличие от развитых стран США и Европы, где сформированы демократические институты и ветви власти независимы друг от друга и представляют собой систему сдержек и противовесов, в современной России сложились все условия для расцвета антисоциальной личности. (Как указывает политолог Екатерина Шульман, ведущий принцип демократии – разделение власти, когда «вся власть не достается никому». Это является гарантом от хищнических намерений и антиобщественных тенденций политических и бизнес «элит» и препятствует реализации "железного закона олигархии"). В нашей стране социопаты чувствуют себя очень комфортно и практически являются формирующим общественное сознание силой.

Что же происходит?

1. В современной России размыты нормы морали и нравственности. Мы все недостаточно четко понимаем сейчас, что хорошо, а что плохо. Пресловутая "коррупция", по мнению многих экономистов, является системой государственного управления, и не является явлением из ряда вон выходящим, чем заниматься "стыдно" или "непорядочно".

2 Сдерживающие механизмы антисоциальной мотивации в виде правоохранительных органов не работают. Потому что защищают не право, конституцию и закон, а являются средством давления и контроля.

3. Размыты и девальвированы законодательные нормы и выполнение закона с одной стороны зачастую в принципе невыполнимо. А с другой стороны неисполнение закона не влечет до поры до времени никаких последствий («суровость закона компенсируется необязательностью его исполнения»). Это также способствует избирательному применению закона и использованию его как средство контроля и давления. Каждый знает, что хоть в чем-то, но виноват, поэтому будет молчать и продолжать участвовать в системе круговой поруки.

6. Религиозные сдерживающие механизмы умерли еще в советской России. Смерти, бога и адовых мук люди давно не боятся. В загробную жизнь не верят. Понятие греха отсутствует. Идея о конечности бытия является дополнительным стимулом взять от жизни все пока жив.

Кроме того странной верой веруют сами служители церкви. Цитата. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Протоиерей Всеволод Чаплин пишет в открытом письме: «Церковь должна обладать достаточными знаками материальных возможностей, чтобы на равных говорить с теми, кто «встречает по одежке» и, быть может, пытается вести себя с позиции силы, опираясь на свое богатство и влияние. Не случайно все христианские сообщества стараются, общаясь с подобными непростыми собеседниками, «не ударить в грязь лицом». Другими словами при общении с властью и богатыми «элитами» церковь опирается не на свое духовное превосходство, не на свою Веру и близость к Богу, а на «крыло мерседеса». И только если это «мерседес» достаточно «крутой», она может чувствовать себя достаточно уверенно.

5. Общественные нормы размыты. Понятия честь, совесть с антисоциальной точки зрения являются проявлением слабости, порядочность и неспособность к эксплуатации является синонимом неудачника. А осуждение преступника или мошенника является появлением зависти к его успеху. "Завидуйте молча, неудачники!" Интересная цитата из того же Всеволода Чаплина. «Когда христиане без конца рассуждают о «блеске и нищете» одежд и часов – это признак духовного нездоровья. Или зависти. Или вечной квази-диссидентской привычки ругать все сильное, дорогостоящее, властное».

9. И здесь мы подходим к следующему механизму в психике антисоциала.

Антисоциальные личности используют предметы роскоши для демонстрации силы, власти и собственного превосходства. Таким образом они компенсирует внутреннее чувство собственной неполноценности или слабости. «Хороший понт, дороже денег». В России повсеместно распространено стремление к роскоши и про роскошь среди «элит» и чиновников говорится уже повсеместно. Не могу удержаться от цитаты того же Всеволода Чаплина. «Ну и, наконец, о пресловутых мерседесах (и мигалках). Да, Святейший Патриарх ездит на дорогих машинах и живет в дорогих резиденциях. И это неизбежная часть послушания Церкви ее Предстоятеля. Верующие – среди которых чурающиеся богатых вещей интеллигенты (пост)советского типа давно уже не составляют большинство – скорее не понимают и не примут ситуации, когда муфтий или раввин будут ездить на более престижной машине, чем Патриарх. Такой уж у него крест»..

«Пытка красной икрой провожалась». И здесь мы видим еще один аспект антисоциальной личности. Стремление к рационализации и оправдыванию своих поступков благими намерениями, вынужденными обстоятельствами. «Мигалка», движение вопреки правилам – демонстрация превосходства, оправдывается важным государственным положением, пробкой, спешкой на неотложное заседание и пр.

10. И последнее. Антисоциал никогда не использует язык как средство коммуникации. Для него это средство манипуляции и контроля. Поэтому ложь для антисоциала – норма. Ложь для нашего общества и СМИ также норма и не является средством общения между людьми и формирования сообщества, это средство контроля над «населением». Наши современные СМИ очевидный пример беспринципной лжи и лицемерия, благодаря которым антисоциальные тенденции руководства транслируются в общество и насаждается как общественная норма.

Заключение

Будем надеяться, что формирующееся в нашей стране гражданское общество станет тем противовесом, который сбалансирует антисоциальные тенденции "элит" и приведет к устойчиво функционирующим демократическим институтам.