Покупка авто на вторичном рынке сама по себе - лотерея, и даже технически подкованные покупатели, при осмотре и покупке авто допускают ошибки.
В этой статье, я попробую, простым языком, описать основные моменты этого сложного процесса.
Если Вы только недавно сдали на права, и хотите выбрать для себя первое в вашей жизни авто, - эта статья вам поможет.
Начнём мы с выбора класса автомобиля.
Класс автомобиля:
Автомобилю присваивается класс исходя из его габаритов. Соотвественно, самый компактный автомобиль - класса А, самый крупногабаритный F.
Ниже представлена таблица классификации авто:
Для первой машины идеально подойдут классы А,В. Это городские, компактные автомобили. Они сравнительно дешевле, чем авто более высокого класса.
С классом мы определились, разберёмся с коробкой передач.
Коробка передач:
Есть 4 типа коробок передач: АКПП (автоматическая коробка передач), МКПП (механическая коробка передач), вариатор, роботизированная коробка передач.
На роботизированной коробке передач можно не заострять ваше внимание, - частый и дорогой ремонт, пробки её убивают.
АКПП и вариатор идеально подходят для передвижения в городских условиях. При должном обслуживании очень надежный и долговечный узел.
МКПП - самая беспроблемная и дешёвая в ремонте, но для города не всегда удобная.
Двигатель:
Бывает 2 типа двигателей: бензиновые и дизельные. Дизельные двигатели более дорогие в обслуживании и требовательные к качеству топлива, поэтому остановимся на бензиновом.
_______________________________________________
Мы определились с классом авто, типом двигателя и коробкой передач.
Автомобили класса А и класса С с одинаковым годом выпуска и пробегом НЕ могут на вторичном рынке быть в одной ценовой категории, поэтому вы должны понимать, что за те же деньги вы конечно сможете взять авто классом выше, но будет больший пробег, машина будет старше, и после покупки будет дороже в ремонте и обслуживании.
Теперь надо определится с суммой, которую вы можете потратить на покупку автомобиля.
Подсчёт затрат:
Допустим мы можем потратить 500 т.р.
Исходя из этой суммы мы должны распределить деньги так:
1.Полис ОСАГО (обязательное автострахование), для начинающего водителя он будет стоить в районе 14000 рублей
или полис КАСКО, разброс по стоимости может быть от 20 до 100 т.р.
2.Оформление договора купли-продажи. Средняя цена на него 1000-1500 рублей, но при наличии компьютера и принтера можно его оформить самим на известном авторесурсе
3.Покупка сезонных колёс на авто. Бывает, что владельцы отдельно от машины продают комплект зимних или летних колёс, в зависимости от времени года.
Средняя цена за комплект из 4 колёс для авто класса А,В составляет 10-15 т.р.
4.После покупки поддержанного авто, необходимо произвести его техническое обслуживание (ТО).
Самое необходимое - это замена масла в двигателе( ~ 4000 рублей). Остальное, поможет оценить мастер-приёмщик в сервисе. Так же, может потребоваться замена охлаждающей жидкости двигателя (~5000 рублей), масла в автоматической коробке передач (~7000 рублей), тормозной жидкости (~2000 рублей).
В среднем нужно расчитывать на 5-20 т.р.
5.Переоформление авто в ГИБДД Вам выйдет в районе 3-4 т.р.
6.Так же, после покупки авто необходимо иметь средства на непредвиденный ремонт, около 10-20 т.р.
Выходит, что на сам автомобиль, мы имеем в распоряжении ~400 т.р.
_______________________________________________
Приступаем к выбору машины.
Заходим на популярные ресурсы по продаже авто. Подбираем понравившиеся варианты.
_______________________________________________
При встрече с владельцем, осматриваем машину, она должна быть чистой, и никаких оправданий из-за погоды принимать не надо, - берёте и едете на мойку.
У каждого автомобиля должен быть ПТС (паспорт транспортного средства), попросите его у владельца авто. В последней записи ПТС должны быть его данные, сверьте с его паспортными данными, если они различаются, это скорее всего обман, и вы общаетесь с перекупщиком. Если у владельца дубликат ПТС, можно на этом закончить осмотр авто и смело уезжать.
Желательно, чтобы по ПТС было не более двух владельцев.
ПТС осмотрели, необходимо проверить сервисную книжку, в ней должны быть отметки о прохождении планового технического обслуживания у официального дилера. Если книжки нет, попросите владельца предоставить вам чеки сторонних организаций, где он проходил данную процедуру.
В ПТС должен быть указан VIN номер автомобиля, он 17 значный. VIN номер - это идентификационный номер транспортного средства, в коде представлена информация о производителе и характеристиках транспортного средства, годе выпуска.
VIN номер наносится (выбивается) на неразъёмных составляющих кузова или шасси, на специально изготовленных номерных табличках (шильдиках). Сравните VIN указанный в ПТС с номером, указанном на авто.
Через известные ресурсы проверьте авто по VIN номеру и изучите историю автомобиля.
Далее, мы очень внимательно и не спеша осматриваем кузов автомобиля. Все элементы кузова должны быть одного цвета и тона.
Машина должна быть симметрична, все зазоры между элементами кузова - одной ширины по всей длине. Если вас что-то насторожит, это повод уточнить у владельца, что и когда было с авто.
Желательно заранее обзавестись толщиномером (прибор, замеряющий толщину краски на кузове), крашенный на заводе элемент имеет толщину в 50-170 микрон, от 170 и выше вторично окрашен, выше 500 уже имеет слой шпаклевки.
На каждом стекле авто должна быть маркировка завода-изготовителя с годом и месяцем выпуска стекла. В нижней строчке должна быть цифра и точки, цифра обозначает год выпуска, а количество точек - месяц, но некоторые изготовители стёкол могут такую информацию не указывать. Если это тот самый случай, как минимум осмотрите все стекла на предмет совпадений маркировок на стекле.
Далее осматриваем колёса автомобиля. Они должны быть одной фирмы и модели, так же одного размера, например 175/65 R14 - это размер колёса (эти цифры должны быть на всех 4 колёсах).
Так же можно определить год и месяц выпуска резины. На ней есть выемка с 4 цифрами, первые 2 цифры - это неделя с начала года, две следующие - это год выпуска.
Пример:
Приступаем к осмотру салона.
Есть владельцы, которые умышленно скручивают (уменьшают с помощью приборов) настоящий пробег автомобиля с целью быстрой и выгодной продажи. Приглядитесь к элементам и материалам салона, если пробег авто меньше 150 т.км. педали должны быть НЕ затерты, как и сидения, кнопки на панели, руль.
Осмотрите ремни безопасности, на каждом из них должна быть табличка с датой выпуска, они все должны совпадать , а так же совпадать с годом выпуска автомобиля, в противном случае машина была в ДТП (в аварии).
Далее приступаем к осмотру подкапотного пространства:
Встаньте у открытого капота и попросите владельца завести машину, после пуска двигателя не должны быть слышны: треск,свист,металлический звон,писк.
Двигатель должен работать ровно, без периодических сбоев и потряхиваний.
Глушим двигатель.
Осматриваем подкапотное пространство, НЕ должно быть маслянных подтёков.
Попросите владельца авто открутить крышку маслоналивной горловины двигателя:
Если Вашему взору представится такая картина, сразу прощайтесь с владельцем авто и уходите.
Если машина с АКПП и имеет щуп, попросите владельца его достать. Протрите его бумажной салфеткой, масляное пятно на салфетке должно быть розового цвета и НЕ иметь запаха гари. В противном случае лучше отказаться от покупки этого экземпляра.
Теперь можно и прокатится на автомобиле.
Сядьте за руль и заведите автомобиль, повернув ключ зажигания или нажав на кнопку.
После поворота ключа в положение «ON» на приборной панели загорится лампочка AIRBAG - обратите на неё внимание, она должна потухнуть не сразу, в противном случае возможно на авто отсутствуют подушки безопасности.
После пуска двигателя должна потухнуть иконка с изображением двигателя и аккумулятора и маслёнки:
Если не потухли, необходимо обратиться в сервис для диагностики.
Двигатель мы запустили.
Проверьте работоспособность всех приборов - световых, клаксона, дворников, стеклоподъемников, регулировки зеркал, подогрева сидений, кондиционера и т.д. Всё должно работать, в противном случае - это повод для торга.
Перейдем к проверке АКПП.
Начните переводить селектор передач по диапазонам R,D,P - возможно небольшие толчки при переключениях в пределах 1 секунды, если толчки ощутимые и задержка при переключении диапазонов больше 1 секунды, с большой вероятностью АКПП скоро "приедет" на ремонт.
Покрутите рулем в крайних положениях, не должно быть постороннего шума и свиста из под капота.
Настройте под себя боковые зеркала и сидение, чтобы вас ничего не отвлекало.
Начинаем движение.
Если в машине включена музыка-отключите. Сейчас от вас потребуется «музыкальный слух».
АКПП должна работать мягко, без рывков и ударов.
На МКПП переключения должны быть чёткими, без хрустов, рычаг в нейтральном положении должен быть по центру.
При переезде через искусственные неровности в подвеске не должно быть ударов, скрипов и других посторонних звуков.
При торможении вы НЕ должны ощущать биение в педаль и руль.
Итог:
Обладая этими базовыми знаниями, Вы сможете найти автомобиль не хуже, чем большинство "автоподборщиков". Так как они, зачастую, плохо осматривают машины и не несут ответственность за "проделанную работу".