Друзья, сегодня совершим мы исторический экскурс, касающийся многократного повторения в Советском Союзе одних и тех же названий на совершенно разной технике. Примеров тому – не счесть! У одного лишь только Горьковского автозавода таких дубляжей – НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ, тогда как подобным «грешили» и другие советские предприятия. Самый яркий пример – практически эталонный – это дублирование индекса «21». Помните? Сначала его присвоили опытному трехосному пикапу на базе «эмки» в 1937 году. Но поскольку эта машина осталась опытной, то незанятый в основном производстве индекс «21» в 1954 году повторно присвоили легковым автомобилям «Волга».
Аналогичная участь постигла и индексы других опытных модификаций пикапа ГАЗ-21 – трехосного шасси для броневиков (ГАЗ-22) и трехосного седана (ГАЗ-25). В частности, индекс «22» уже в 1940 году был перевыдан гусеничному транспортеру ГАЗ-22 на базе танка Т-40, а в 1958-м – модификациям «Волги» с кузовами «универсал» и «фургон». А индексом «25» в 1944-м нарекли прототип «Победы» с 6-цилиндровым двигателем.
Впрочем, сумятицу с обозначениями в Советском Союзе начали вовсе не на ГАЗе. Если обратиться к ранним разработкам института НАМИ/НАТИ, то там тоже можно найти множество повторов. Например, совершенно одинаковые обозначения «НАМИ-1» получили легковой автомобиль конструкции К.А. Шарапова и лыжно-гусеничный снегоход.
А индексом «НАТИ-2» практически одновременно «наградили» не только новую легковую модель Шарапова, но и разрабатывавшийся в то же время полугусеничный вездеход.
Но вернемся-таки к Горьковскому автозаводу. Некоторым из его индексов «посчастливилось» быть перевыданными не то что по два, но и по три, и даже по четыре раза!!! Взять тот же ГАЗ-66. Сперва, еще в 1940 году, так называлась опытная «трехоска» со съемным гусеничным ходом. В 1956-м индекс повторно закрепили за полоприводным грузовиком капотной компоновки, который проектировали в качестве преемника для ГАЗ-63. На нем применялась кабина типа ГАЗ-51, но с совершенно новым оперением, выполненным с оглядкой на дизайн грузовиков Dodge G6. Не прошло и двух лет, как то же обозначение ГАЗ-66 получил новый вариант грузовика 4х4 с новейшей капотной кабиной типа ГАЗ-52. А в 1959-м индекс ГАЗ-66 окончательно перешел к бескапотному грузовику 4х4 – тому самому, который и стал затем выпускаться серийно на протяжении почти 36 лет.
Еще один пример «долгоиграющего» индекса – это ГАЗ-33. Сперва, в 1939 году, так назвали опытный грузовик с колесной формулой 6х6, созданный как новая модификация двухосной полноприводной машины ГАЗ-63 (разумеется, это тоже был не тот ГАЗ-63, который все знают!). В военные годы полноприводную «трехоску» спроектировали фактически заново, но снова сохранили за ней обозначение ГАЗ-33. А в 1964 году индекс «33» закрепили за проектируемым 7-тонным грузовиком с колесной формулой 6х4. К слову, весьма жаль, что эта крайне интересная и весьма удачная машина так и не добралась до конвейера – для нее попросту не нашлось подходящего сборочного предприятия.
Ну и закончить хочется еще чем-нибудь нетривиальным. Например, «разбором полетов» по индексу «ГАЗ-71». Первой машиной, получившей такое обозначение, стала гусеничная самоходная артиллерийская установка, построенная в экспериментальном порядке в 1942 году. Уже сразу после войны этот же индекс закрепили за проектом автобуса капотной компоновки на удлиненном шасси грузовика ГАЗ-51. Потом цифра «71» (правда, уже с буквенным дополнением) досталась проекту вагонного автобуса. А в конце концов индекс ГАЗ-71 достался гусеничному транспортеру ГТ-СМ, который стал выпускаться серийно с конца 1960-х годов.
Ах, да… Мы ведь еще хотели рассказать, что грузовики ГАЗ-51А и ГАЗ-53А сперва были совсем не теми, кого мы знаем под этими индексами сейчас… Интересно будет узнать и об этом? Тогда пишите в комментариях!
Читайте также на канале «МАШИНА»:
- ГАЗ-66 против бездорожья: пробег Горький-Владивосток
- ГАЗ-67: что это за автомобиль на самом деле?
- Когда сел аккумулятор: поможет ли батарейка размером в две пачки сигарет завести автомобиль?