Столкнувшись с проблемами, мы начинаем бесконечно крутить их в голове, не предпринимая попыток понять, что их породило. Психолог Михаил Ганич предлагает дойти до «истоков» неудач, чтобы предотвратить их в будущем.
Допустим, едете вы на машине в офис. И вдруг она ломается прямо посередине оживленной трассы. Вы начинаете нервничать, проклинать погоду, трафик, судьбу, в итоге вызываете эвакуатор и отправляетесь дальше на такси. И мало кто в этой ситуации задает себе последовательные вопросы — почему эта поломка могла произойти.
Например: в автомобиле перестали переключаться передачи. Почему? Потому что сломался электронный блок управления коробки. Почему он сломался? Скорее всего, из-за повышенной вибрации, которую вызвало повреждение крепежной подушки АКПП. Почему это случилось? Потому что, вероятно, было торможение рывками, и деформировался тормозной диск. И что всему виной? Нежелание ехать после работы по пробкам в сервис на своевременный ТО, откладывание этой задачи на потом.
Попадая в трудную ситуацию, мы обычно задаем себе сакраментальные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», то есть разбираем следствие. Вместо этого лучше спросить себя: «Почему это произошло?» (изучить причину).
Этот метод придумал японский профессор Каору Исикава. Он предложил задавать себе вопрос «почему» до тех пор, пока не выяснится первопричина случившегося, либо до тех пор, пока человек не уткнется в свой интеллектуальный потолок. Надо сказать, что второй исход прекрасно мотивирует расширять умственные горизонты.
Многие, ища причину неудач в бизнесе, останавливаются в своих исследованиях на таких выводах, как «виновато правительство» или «сложная экономическая ситуация», не задавая себе вопрос, почему у многих других в этих же предлагаемых обстоятельствах дело процветает. Таким людям следующие «грабли», к сожалению, обеспечены: они будут бить по лбу до тех пор, пока человек в поисках причин неудач не двинется дальше.
Задавая себе череду вопросов «почему» (как минимум четыре раза), вы обретаете суперспособность чувствовать слабые места еще до того, как случится неприятность. Это работает и в бизнесе, и в личной жизни.
Есть применить этот метод к финансовому благополучию, то можно увидеть, что деньги «выбирают» более подготовленных к ним людей. Чтобы это понять, можно проследить судьбу счастливчиков, выигравших в лотерею крупные суммы. За очень редким исключением, они быстро все проматывают и становятся беднее, чем до выигрыша. Похожая судьба ждет предприятие, если в качестве коммерческого директора поставить человека, который привык тратить 30—40 тыс. рублей в месяц. Достаточно нескольких «почему», чтобы докопаться до того, что в управлении он исходил из логики этой суммы. У такого топ-менеджера не было опыта вложений в десятки миллионов, неудивительно, что компания быстро и бодро начала шагать вниз.
Иллюстрации: Ольга Манолова