Найти тему
Тесла и все, все, все

Как Тесла задает стандарты для электромобилей. Немного о батареях

Ясно как день, что приходит эра электромобилей. Меньшие эксплуатационные расходы по сравнению с традиционными двигателями внутреннего сгорания, экономичность и экологичность привлекают новых покупателей.

Основная проблема электромобилей это батарея. Еще в 2010, в момент появления Nissan Leaf, батарея емкостью 25 кВт*ч, которая обеспечивала 100 км+ пробега была прорывом. Но при таком пробеге на одной зарядке автомобиль не является полностью функциональным в привычном понимании и эксплуатационные достоинства полностью перечеркиваются недостатками в виде очень маленького пробега и долгого времени зарядки.

Кроме того, деградация батареи приводит к обесцениванию электромобиля. Например, Nissan Leaf в Японии теряет до 85% от первоначальной стоимости всего за 6 лет! И вместо выгоды от экономии на топливе и эксплуатационных расходах покупатель получает катастрофическую стоимость владения.

С появлением в 2012 году Tesla Model S мир электромобилей полностью изменился. Сначала вышли версии с 40, 60, 85 кВт*ч батареями, способными обеспечить 200 км+, 300 км+, 400 км+ запас хода соответственно. По сравнению с тем, что в 2012 году было на рынке, это по технологичности просто высадка на Марс. От батареи на 40 кВт*ч почти сразу отказались, оставив в линейке действительно функциональные машины. Таким образом, Тесла показала всему автопрому, что вполне возможно выпускать батареи, обеспечивающие нормальный запас хода.

Запас хода очень важен, но как насчет зарядки. Кроме емкости батареи, это еще один валун на дороге к распространению электромобилей. Конечно здорово заряжаться ночью от розетки из гаража, но на трассе ждать 8 часов, чтобы зарядить Nissan Leaf, чтобы проехать еще 100 км это не вариант.

И здесь Тесла показала всем, как нужно решать проблемы. Идея, граничащая с безумием, построить сеть быстрых зарядок, адаптировать батарею и оборудование машины под прием гигантских объемов энергии в суперсжатые сроки. И это удалось! Сегодня количество суперчарджеров перевалило за 20000, сеть покрывает полностью США, большинство маршрутов в Европе, развивается в Китае. Суперчарджеры версии v3, мощностью до 250 кВт, способны за 30 минут зарядить батарею Тесла Модел 3 на запас хода в 400 км.

Видео зарядки Тесла Модел 3 с канала Vegasmodel3. Зарядка до 80% (запас хода 400 км) заняла 30 минут.

Окей, Тесла решила проблемы емкости и быстрой зарядки, но как насчет деградации батареи? Вот график деградации батареи Nissan Leaf:

График деградации батареи Nissan Leaf. Ось Х - годы использования, ось Y - остаточная емкость. Источник : Electrec.
График деградации батареи Nissan Leaf. Ось Х - годы использования, ось Y - остаточная емкость. Источник : Electrec.

На графике видно, что через 5 лет емкость батареи упала в среднем на 20%. Это очень много. Такое падение характеристик приводит к снижению и без того маленького запаса хода просто до неприемлемых значений. Один из владельцев Nissan Leaf в России с трудом проезжает 45 км до своей бабушки.

А что же Тесла?

Загружено с ошибкой. График деградации батареи Тесла. Ось Х - пробег в км, ось Y - остаточная емкость. Источник : Electrec
Загружено с ошибкой. График деградации батареи Тесла. Ось Х - пробег в км, ось Y - остаточная емкость. Источник : Electrec

Даже для древних батарей Тесла и гигантских пробегах емкость батареи составляет свыше 90%. Поэтому цена Тесла на вторичном рынке практически не падает. Автомобиль не теряет потребительских характеристик. Тесла добивается такой долгой жизни батареи, путем поддержания оптимальных режимов. По технологическому уровню Тесла сегодня близка выпускать батареи с жизнью на 1 млн миль пробега (1 млн 600 тыс км), что сопоставимо с временем жизни самого железа автомобиля.

Заключение, Тесла на сегодняшний день задает стандарты по всем направлениям, касающимся электромобилей: емкости батареи, скорости зарядки и времени жизни. Без Тесла максимум, на что оказались способны традиционные автопроизводители, это сделать электромобиль, который через 6 лет можно выбрасывать на свалку за непригодностью.

Авто
5,66 млн интересуются