Без электрификации автопроизводители в мире все более строгих правил, касающихся выбросов, не обойдутся, по крайней мере, в Европе. В последние годы стремительно растет предложение не только чистых электромобилей, но и гибридов и гибридов со сменными модулями. Однако интерес к ним ограничен рядом факторов - самым большим является цена. Можно предположить, что с расширением электромобильности зеленые автомобили станут дешевле. Но какова реальность?
Продажи электрифицированных автомобилей, то есть гибридов, гибридов со сменными модулями, электромобилей и, в меньшей степени, водородных автомобилей, растут во всем мире. Как показывает JATO Dynamics, если в 2011 году такой автомобиль приобрел 1,13 млн. покупателей, то в прошлом году было продано 5,11 млн. автомобилей в том же сегменте. Это почти в пять раз больше, это так быстро, что он даже превзошел внедорожник.
И 2019 год почти наверняка станет рекордным для электрифицированных автомобилей. Наряду с продажами, доля рынка растет. В 2011 году на электрифицированные автомобили приходилось 1,7 % мирового рынка. В прошлом году он составил уже 5,9 %, а за первые десять месяцев этого года - 7,2 %.
Но также необходимо показать другую сторону медали. Хотя продажи электрифицированных автомобилей растут, это довольно небольшая часть по сравнению со всем автомобильным рынком. Более 90 процентов рынка по-прежнему составляют модели двигателей внутреннего сгорания (JATO включает автомобили на сжиженном и сжиженном природном газе в дополнение к бензину и дизельному топливу). Это также относится к трем рассматриваемым областям - Китаю, США и Европе. Двигатели внутреннего сгорания доминируют убедительно. Однако, в Европе соотношение может измениться в ближайшие годы из-за более строгих правил.
Большинство электромобилей продается в Китае, в этом году 677 тысяч. В Европе за первые десять месяцев 2019 года около 295 тысяч автомобилей, а в США - около 195 тысяч автомобилей.
Возвращаясь к гибридам, наблюдается одно интересное явление - постепенный упадок Toyota. Этот пионер гибридного привода по-прежнему составлял 74 % мировых продаж гибридных в 2011 году. В прошлом году эта доля снизилась до 54 % и составляет 51 % за первые десять месяцев этого года. Поэтому конкурирующие производители значительно укрепляются.
Интересно также посмотреть на долю электрифицированных моделей в продажах отдельных автопроизводителей. Лидером, конечно же, является Tesla, которая предлагает только электромобили. Со следующего года должен присоединиться Smart, в предложение которого полностью отказались от двигателей внутреннего сгорания и заменили их электродвигателями.
Китайский производитель автомобилей Пекин приближается почти к половине своей доли, за ним следует еще одна китайская марка JAC. Suzuki также движется с высокими 22%, отражая стратегию бренда в ставках на мягкие гибриды. Кстати, пять автопроизводителей с самой большой долей электрифицированных автомобилей также составляют 5% мировых продаж в этой категории.
Интересно не только начало, но и конец лестницы. Есть такие гиганты, как Ford, GM, Volkswagen или PSA. Для них автомобили с некоторым типом электрифицированного оборудования составляют максимум 2% мировых продаж. В ближайшие месяцы, однако, могут произойти изменения, потому что Volkswagen, например, показал ID.3, а PSA подготовил электрические версии Peugeot 208 и Opel Corsa.
Дешевые машины в Китае, дорогие в Европе
Что может удивить многих людей, так это тот факт, что, несмотря на огромный рост популярности электромобилей, их цена фактически не упала. JATO говорит в своем исследовании, что в последние годы цена на электромобиль упала только в Китае. И наоборот, она выросла в США и Европе (расчет для Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов и Норвегии).