В прошлом году довелось читать отчет об исследовании австралийских велоэнтузиастов — они хотели понять, насколько яркая одежда помогает велосипедистам стать заметнее на дороге. В результате пришли к довольно неоднозначному выводу, который я изложу ниже. Это лишь частное мнение, основанное, возможно, на не самой репрезентативной выборке, посему не факт, что такое явление наблюдается повсеместно.
Суть эксперимента: на узком участке дороги движется велосипедист, одетый в обычную одежду, бело-серо-черных тонов. В попутном направлении едут автомобили, разрешенная скорость на участке стандартная для шоссе. Поведение водителей выглядит следующим образом: заметив велосипедиста примерно в 70-100 метрах, они снижают скорость и либо аккуратно просачиваются между встречным потоком и велосипедистом, либо ждут, когда появится возможно обогнать катальца, выехав на встречную полосу.
Примерно 80% водителей оказались достаточно адекватными людьми, и лишь 20% не снижая скорости, проскакивали рядом с велосипедистом. Велоэнтузиасты решили узнать, насколько увеличится процент адекватных, если велосипедист наденет яркую велоформу и флюоресцентный жилет, какие носят полицейские и рабочие дорожных служб.
Результат обескуражил: вместо 20% неадекватов, проскакивать между велосипедом и встречными машинами стали 40%! Рассчитывали увеличить безопасность, а вместо этого её снизили. На этот раз картина выглядела так: водители замечали велосипедиста с большей дистанции, скидывали скорость, и через несколько десятков метров снова её набирали, опасно обгоняя велосипед.
В дело привлекли полицию, которая через пару километров тормозила нарушителей и просила рассказать не для протокола, а токмо науки для — «почему, собственно?». Водители дали интересные показания: глаза издалека замечают яркое пятно и нога автоматически убирает газ. Мозг пытается разобраться, что же это такое. А дальше было два варианта: одна часть водителей (к счастью малочисленная) чувствовала ярость, потому что вопреки ожиданиям, на дороге оказался просто велосипедист, а не полиция или дорожные рабочие. Тогда они давили на газ и как-бы в отместку проскакивали в опасной близости.
Обоснования основной части нарушителей были в том, что так как они издалека заметили велосипедиста в яркой одежде и слишком рано скинули скорость, то чтобы догнать его, они снова ускорились. А когда оказались уже рядом, то не тормозить же снова, к тому же, они полностью контролируют процесс — велосипед отлично виден, его траектория предсказуема, почему бы и не проскочить на скорости.
Вот так всё просто. Отголоски подобной психологии замечал и я в своей практике: однажды ехал на машине с приятелем и спросил, почему тот так близко обгоняет велосипедистов на шоссе, неужели нельзя принять чуть-чуть левее. На что получил удивленный вопрос: «А чо?». «А то, что это очень стремно, когда в 50 см от твоей ноги пролетает автомобиль со скоростью 100 км/ч.» «Да брось ты,» — ответил знакомый, — «они в яркой велоформе, я их отлично вижу, вдобавок они же профессионалы, чего им автомобилей стрематься». По его мнению, велосипедист, одетый в велоформу — профессионал, который не обращает на такие мелочи, как прошмыгнувшая машина в полметре от него.
Данные наблюдения ни в коем случае не говорят о том, что яркая одежда бесполезна или даже вредна. Эксперимент австралийцев может свидетельствовать только о том, что на конкретно той узкой дороге, с конкретно теми водителями, конкретный велосипедист в конкретном флюо-жилете подвергся большей опасности, чем велосипедист в казуальной одежде.
Согласно некоторым исследованиям, статистически, в странах, где ношение шлемов является обязательным или предпочтительным, процент вовлеченных в дорожные происшествия велосипедистов выше. На то есть свои объяснения, например, в таких странах просто гораздо больше велосипедистов, и разумеется, они чаще попадают аварии. Но это ни в коем случае не означает, что ношение шлема повышает вероятность инцидента.
В целом, заметность на дороге является одним из ключевых факторов, повышающих безопасность. Фактически, заметность — это и есть основная защита велосипедиста на шоссе и в городе, потому что он крайне ограничен по маневренности, не может постоянно контролировать заднюю полусферу и имеет почти бесполезные средства пассивной безопасности.
Вот вам еще несколько выводов, которые сделали исследователи в разных странах:
- В дневное время из не флюоресцентных цветов самым заметным признан — желтый.
- Велосипедисты, одевающиеся в яркую спортивную велоформу переоценивают свою видимость для водителей автомобилей.
- Флюоресцентная одежда работает только при дневном свете, в сумерках и темноте она не светится (многие велосипедисты считали, что выглядят в такой одежде ярко даже ночью).
- Светоотражающие элементы, особенно расположенные на движущихся поверхностях (колени, туфли, педали) резко повышают заметность велосипедиста не только в темноте, но и с наступлением сумерек.
- В темное время включенный передний фонарь на велосипеде во много раз снижает эффективность светоотражающих элементов для водителей встречных автомобилей.
- В дневное время светодиодный передний фонарь сильно повышает видимость велосипедиста для водителей встречных автомобилей.
- Рассвет и закат наиболее опасное время для велосипедистов.
Со своей стороны могу только рекомендовать одеваться ярко, а ездить предсказуемо и адекватно. Включайте передний и задний фонарь задолго до того, как станет темно — это может помочь заметить вас в потоке света заходящего солнца. Темная одежда сливается с асфальтом, темный велосипед не виден в сумерках. Если есть выбор, всегда покупайте шины с отражающими полосками (слово Reflective в названии модели).
И еще — не снимайте вы эти катафоты с колес, если они там есть!! Нет, они не разбалтывают спицы, нет, они не сильно добавляют вес. Они мешают только велофетишистам! Зато смогут спасти вам жизнь — в темное время суток профиль велосипеда бывает сложно заметить, даже если на нем горят фонари. Нужно что-то для обозначения велосипеда в боковой проекции — катафоты или светоотражающие полоски на покрышках.