ВАЗ-2108 «Спутник» (гопн. зубило, эксп. LADA Samara, алсо сПутник лАда) — запил 1979 года, пролежавший в запасе аж до 1986 года. От первых чертежей до схода с конвейера ВАЗ-2108 прошло семь лет. В 1984 была собрана первая испытательная партия чудо-вёдер. Лада Спутник — первый переднеприводный советский автомобиль в кузове трехдверный хачикбэк.
К появлению на свет приложила руку даже фирма «Порше», приняв участие в совместной разработке дизайна, некоторых узлов, и агрегатов. Своё прозвище «Зубило» получило за характерную форму кузова, а также за довольно крепкий передний бампер, который не страдает при несильных ударах в зад другим авто (особо касается первой «короткокрылой» версии, где он был капроновым).
Машина известна как любимая членовозка крышевателей комков, появившихся сразу после развала СССР — приехать на разборки не стыдно и бросить не жалко. В дальнейшем на неё пересели стритсракеры и чОткие пацанчики, а также раллисты всея Совка, променяв физически и морально устаревшие копейки, баржи, и москвичи на более резвую и крепкую «висимку». «Зубило» характеризовала повышенная ремонтопригодность и скрипы дешёвого пластика в салоне, доставляющие немало впечатлений и радости её владельцу.
ВАЗ-2109 — машина братков.
Является последовательницей ВАЗ-2108. С конвейера сошла в 1987 году и позиционировалась уже как машина для серьёзного, семейного человека. Впрочем, это не мешало ездить на ней серьёзным браткам с серьёзным видом к очередному серьёзному комку за серьёзным гешефтом. А четыре открывающихся двери позволяли «быкам» оперативно разгружаться-загружаться на «дело». Выпускалась до 2004 года.
В перестроечном кино именно ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 позиционировались как «бандитские машины». В настоящее время позиционируется как арамобиль или наркомобиль. Немаловажно отметить, что модификация «Риально Поцонофская Дивятина» с РПД (роторно-поршневым двигателем) является предметом лютого фапа шпаны в чёрных полосатых костюмах — но простым смертным недоступна.
ВАЗ-21099 — первый отечественный переднеприводный седан.
Ещё один вариант исполнения на базе ВАЗ-2109. Отличается характерной формой кузова путём добавления в зад 2109 багажника. Что характерно — крышка багажника была именно крышкой, открывая для погрузки лишь верхнюю часть, соответственно, засунуть в её багажник чемодан было очень тяжело, и если в заднеприводных тазах требовалась лишь необходмость поднять чемодан до неимоверной высоты, то в 99 планка была поднята еще выще, а сама «щель» в багажник доставляла много неземного удовольствия при попытке вытащить с таким трудом запиханное. Выпускался с 1990 по 2004 год. На то время среди владельцев считалась самой престижной и популярной. На Украине до сих пор продаются остатки выпусков 2008 года ЛУАЗовской сборки, а также выпускается на Запорожском автозаводе, с салоном от Самар второго поколения. Что характерно — шушпанцер этот дороже Сенса, производится в мизерных количествах, и вообще непонятно зачем нужен заводу.