Редакция журнала «Рейс» совместно с транспортной компанией «АлгаТранс» начинает специальный проект по оценке качества и ресурса моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W-40 на тягаче Volvo FH.
Журнал «Рейс» открывает очередную страницу раздела ресурсных испытаний автокомпонентов, которые проводятся совместно с нашими партнерами – транспортными компаниями, заинтересованными в оптимизации эксплуатационных затрат и подборе оптимальных по соотношению цена/качество запасных частей и расходных материалов. В этот раз мы обратили внимание на сегмент моторных масел. Связано это с тем, что на рынке автомобильной техники происходит постепенное замещение подвижного состава предыдущих поколений новыми современными машинами, которые предъявляют иные, более жесткие требования к используемым смазочным материалам. При этом не откроем секрета, сказав, что в парках перевозчиков могут одновременно работать как новые двух-трехлетние машины, так и грузовики возрастом пять-семь лет. Регулярно освежать парк на 100 % могут позволить себе только крупные, богатые транспортные компании. Основная масса перевозчиков омолаживает парк, постепенно выводя транспортные средства с большими пробегами. По этой причине стоящие на балансе машины могут достаточно сильно различаться по техническому вооружению, оснащению и комплектации системами очистки выхлопных газов. Последние, как известно, на новых грузовиках стандарта Евро‑5 и выше требуют применения малозольных масел. Следовательно, перевозчики вынуждены искать для обслуживания своей разновозрастной техники некие универсальные моторные масла, которые бы были пригодны для применения на всем парке, могли бы сократить номенклатуру смазочных материалов (для закупки и хранения на складе), а также позволили бы получить дополнительную выгоду от их применения за счет оптимизации интервалов технического обслуживания стоящих на балансе транспортных средств.
В списке протестированных нами в разное время продуктов значатся масла: GT SuperDiesel 15W40, GT PowerSyntFE 5W‑30 и GT PowerSynt 10W‑40, LKW Leichtlauf Motoroil 10W‑40, Shell Rimula R 6 M 10W‑40 и Shell Rimula R 5 M 10W‑40, ZIC X7000 10W‑40 AP, Rolf Krafton S 7 M 10W‑40. Отрадно, что инженеры многих транспортных компаний и эксплуатирующих организаций при выборе смазочных материалов для обслуживания своей техники не просто ориентируются на полученные и опубликованные на страницах журнала данные, но и делятся с нашим изданием своим опытом по применению тех или иных масел на принадлежащих им транспортных средствах. То есть, «Рейс» читают, за нашей работой внимательно следят, к нашим рекомендациям прислушиваются, и это весьма отрадно. Это дает нам повод постоянно держать руку на пульсе рынка смазочных материалов, отбирая на тесты интересные для транспортных компаний образцы масел.
Что испытываем
Следуя сложившейся за долгие годы проведения ресурсных испытаний автокомпонентов традиции, мы не стали отходить от сформированных принципов отбора испытуемых автокомпонентов и приняли в фокус нашего внимания, с одной стороны, уже достаточно хорошо известное зарубежным и отечественным перевозчикам моторное масло RUBIA TIR 8900 10W‑40 фирмы TOTAL (производится и продается на рынке более пяти лет), но взяли продукт, который произведен на российском предприятии компании, расположенном в 70 километрах от Москвы, на территории индустриального парка Фрейт Вилладж Ворсино (Калужская область). Иными словами, мы будем не только наблюдать за тем, как себя ведет выбранное нами для испытаний моторное масло в двигателе конкретного транспортного средства, но и убедимся в том, что место происхождения/изготовления масла никоим образом не влияет на его свойства и качества. Отметим, что именно вопрос качества и соответствия заявленным свойствам произведенного на российском заводе TOTAL масла интересует перевозчиков, в первую очередь. Увы, еще сильны стереотипы – масло импортного бренда, произведенное на российском заводе фирмы, имеет иное, отличное от изготовленного на зарубежном заводе качество. Значит, у нас есть повод и реальный шанс этот стереотип развеять.
Теперь поговорим собственно об испытуемом продукте. Моторное масло TOTAL RUBIA TIR 8900 (10W‑40), изготовленное по технологии «Low-Saps» (пониженная сульфатная зольность, содержание серы и фосфора), ориентировано, в первую очередь, на современные грузовики, которые оснащены высокоэффективными системами нейтрализации и очистки выхлопных газов, в том числе, такими, как SCR и сажевыми фильтрами (DPF). На этом моменте мы сознательно делаем акцент, так как большое количество реализуемых в России грузовиков относится к экологическому стандарту Евро‑5. Забегая вперед, скажем, что именно такие машины эксплуатирует и транспортная компания «АлгаТранс», которая предоставила для теста масла один из своих грузовиков. При этом малозольное моторное масло подойдет и для машин более низкого экологического класса, например, Евро‑4, большое количество которых стоит на балансе российских перевозчиков и находится в эксплуатации. Следовательно, рассматривая TOTAL RUBIA TIR 8900 (10W‑40), мы будем примерять его к машинам, которые составляют «основную движущую силу перевозок». Также отметим, что рассматриваемое нами моторное масло подойдет для разномарочных, смешанных парков, на балансе которых стоят машины разных брендов и годов выпуска с дизельными моторами. Это также является ключевым моментом, так как одномарочные парки по отношению к разномарочным в России в меньшинстве. Следовательно, испытания TOTAL RUBIA TIR 8900 (10W‑40) охватывают самый широкий круг читателей журнала «Рейс».
При этом мы обязаны сказать и про некоторое ограничение в применении тестируемого продукта. Поскольку масло TOTAL RUBIA TIR 8900 (10W‑40) относится к классу малозольных, то говорить о значительном продлении установленных автопроизводителями интервалов работы масла (читай – интервала ТО) мы сознательно не станем. При этом не станем и скрывать факта того, что ряд транспортных компаний на своих грузовиках достигали на масле TOTAL RUBIA TIR 8900 (10W‑40) показателей наработки, превышающих 60 и более тыс. км при стандартных условиях эксплуатации. Здесь мы говорим о международных и междугородних перевозках, которые выполняются автопоездами и грузовиками-одиночками. Еще раз подчеркнем, что указанные выше пробеги достигнуты на дорожных машинах (!), не относящихся к строительной или внедорожной технике. Также отметим, что любому увеличению интервала ТО (читай – наработки моторного масла) предшествует большая работа по оценке показателей смазочного материала на разных пробегах с жесткой привязкой к конкретным транспортным средствам и условиям их эксплуатации. Просто так, без проведения масштабных исследований экстраполировать чей-то положительный опыт на собственные транспортные средства категорически нельзя.
Кто испытывает/на чем испытываем
В качестве передвижной лаборатории для ресурсных испытаний моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 выступает седельный тягач Volvo FH, который предоставила транспортная компания «АлгаТранс». Напомним, что с данным перевозчиком журнал «Рейс» связывают долгие годы плодотворного сотрудничества, в том числе, по проведению ресурсных испытаний различных автокомпонентов. За все время мы ни разу не усомнились в технической компетентности службы главного механика автопредприятия, которая ревностно следит за состоянием стоящих на балансе транспортных средств, вовремя и в полном объеме выполняет их обслуживание, применяя для этого только проверенные расходные материалы. Также отметим, что транспортная компания «АлгаТранс» на собственных транспортных средствах, в индивидуальном порядке, на регулярной основе проводит тестирование автокомпонентов различных марок и брендов, что дает инженерам сервисной службы дополнительную возможность сравнения испытуемых совместно с журналом «Рейс» автокомпонентов.
Что касается выбора машины, которая была выделена транспортным предприятием для тестирования моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 скажем следующее. Данный грузовик находится на балансе автопредприятия с момента его приобретения у официального дилера марки. Иными словами, об участвующем в ресурсных испытаниях седельном тягаче Volvo FH служба главного механика и, соответственно, мы, знаем абсолютно все. Несмотря на достаточно большой пробег транспортного средства 963 880 км, никаких замечаний к техническому состоянию машины и, в частности, его двигателю нет. Это отчасти можно объяснить тем фактом, что до недавнего времени машина проходила ТО каждые 40 000 км пробега. Фактически это свидетельствует о том, что расходные материалы (масла, фильтры и т.д.) снимались с машины при сохранении достаточно большого остаточного ресурса. Неслучайно служба главного механика «Алга-Транс» приняла решение о принятии решения о сроках эксплуатации масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 на пробеге близком к привычным 40 000 км. На этом рубеже будет понятно, насколько испытуемый продукт сохранит свои свойства и качества и сможет ли он отработать как минимум до пробега 60 000 км, сохранив при этом остаточный ресурс.
Почему на исправности транспортного средства мы делаем особый акцент? Дело в том, что на ресурс моторного масла в процессе штатной эксплуатации транспортного средства влияние оказывают самые различные факторы, в том числе, состояние воздушного, масляного и топливного фильтров. Об этом неоднократно говорили в наших тематических статьях и в очередной раз повторим в этот раз. Так, при нарушении работы систем фильтрации в масло попадают различные вещества, которые оказывают на него негативное воздействие. Например, при негерметичности впускного тракта во впускной трубопровод, цилиндры двигателя и в масло может попасть пыль (читай «кремний»). При неисправности системы охлаждения и в частности нарушении герметичности газового стыка, между головкой блока цилиндров и блоком, часть антифриза попадет в масло, что также негативно отразится на его состоянии. Негативное воздействие на моторное масло оказывает и топливо, которое попадает в масло при ряде неисправностей системы питания. Учитывая все сказанное выше, прежде чем выделить машину для испытания моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 механики сервисного центра полностью проверили и обслужили участвующий в ресурсных испытаниях седельный тягач. Это гарантирует получение максимально достоверного результата по наработке масла. А именно объективная оценка испытуемого продукта и есть цель нашей совместной работы.
Как испытываем
Согласно сложившейся традиции проведения ресурсных испытаний различных автокомпонентов, в них задействуются не подготовленные специальным образом транспортные средства. Словом – нужная нам машина банально снимается с линии и на нее устанавливаются тестируемые компоненты. В нашем случае речь идет о заливке моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 в двигатель при проведении регламентного (!) технического обслуживания выделенного транспортной компанией «АлгаТранс» грузовика. Подчеркнем еще раз – все работы выполняются в штатном режиме, никакой специальной подготовки транспортного средства не проводится. Идем дальше. После того как грузовик пройдет регламентное ТО с применением моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40, автопоезд отправится в рейс и будет выполнять транспортные задачи согласно графику, построенному службой логистики автопредприятия.
Отдельно отметим, что никакой промывки системы смазки перед заливкой в мотор испытуемого масла не проводилось. Причин тому две. Первая это не практикуется сервисным центром, так как используются только высококачественные масла, обладающие пакетом присадок с хорошими моющими свойствами. Вторая – масло меняется своевременно. Все это позволяет гарантировать поддержание ДВС (внутренние поверхности) в чистом состоянии на протяжении всего срока службы мотора, вплоть до его капитального ремонта.
Теперь о том, как мы действуем на старте ресурсных испытаний. Для того, чтобы создать некую точку отсчета берем три пробы моторного масла. Первая проба – работавшего масла отбирается из картера мотора. По ней мы будем судить о том, в каком техническом состоянии находится двигатель участвующего в ресурсных испытаниях седельного тягача. Если бы выяснилось, что ДВС имеет большой износ (в нашем случае – состояние мотора хорошее), то это бы автоматически внесло коррективы в наши ресурсные испытания, так как в изношенном двигателе масло стареет быстрее, чем в силовом агрегате, который находится в исправном техническом состоянии. Вторая проба масла берется из бочки, в которой находится новое масло. Данная проба должна подтвердить, что с заливаемым в мотор продуктом все хорошо. Масло оригинальное, соответствует всем техническим требованиям и спецификациям. Одним словом – мы испытываем то, что оговаривали и то, что получили по бумагам. Третья проба берется из картера двигателя после того, как новое испытуемое масло проработает в моторе примерно 20 минут. Данная проба должна подтвердить исправность мотора и его систем в частности, отсутствия неисправностей систем питания и охлаждения (по наличию топлива и антифриза в масле), а также загрязнения мотора шлаками (по наличию загрязнений). Далее мы будем с определенной периодичностью, на всем протяжении работы машины от ТО до ТО производить отбор проб масла из картера двигателя и по ним определять как его состояние, так и давать оценку состояния силового агрегата.
Как проверяем
Проверку состояния испытуемого масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 мы будем производить согласно методике фирменной системы мониторинга смазочных материалов TOTAL ANAC. Почему именно ANAC, а не какая-либо иная система? Во-первых, специалисты лаборатории знают абсолютно все о тестируемом нами масле. Для них нет понятия закрытая информация о продукте.
Следовательно, мы будем иметь максимально объективный результат по изменению свойств испытуемого моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40. Идем дальше. Фирменная система мониторинга смазочных материалов ANAC предлагает не только собственно анализ пробы масла, но и исчерпывающую интерпретацию каждого полученного его значения. Именно интерпретация данных есть та самая важная опция, которая отсутствует у ряда иных, стандартных методик. Отметим, что для того, чтобы грамотно интерпретировать данные анализа масла необходим обширный опыт и база статистических данных, которыми владеет TOTAL. Статистика аккумулировалась годами, складывалась из тысяч анализов смазочных материалов, которые работали в различных агрегатах. Это есть интеллектуальная собственность компании. О том, как работает система и что она дает перевозчикам, мы будем рассказывать в последующих материалах в рамках данного спецпроекта. Разумеется, делать это будем с привязкой к пробам, которые будут взяты из картера двигателя нашей передвижной лаборатории – седельного тягача Volvo FH.
Теперь о том, куда были отправлены первые три пробы масла, которые были отобраны на старте спецпроекта. Они попали в российскую (!) лабораторию компании TOTAL, которая располагается в Санкт-Петербурге. Лаборатория функционирует с 2017 года, то есть она очень молодая. Однако это вовсе не означает, что ее возможностей недостаточно для проведения полноценного исследования проб и интерпретации полученных результатов. С этим полный порядок. Но если отечественным специалистам – сертифицированным сотрудникам TOTAL ANAC – по каким-то причинам потребуется помощь, то ее окажет центральная лаборатория, расположенная в Бельгии. Кстати, до 2016 года все российские пробы уходили именно в эту лабораторию. Бельгия – не ближний свет. Отправка проб из России было достаточно хлопотным и затратным занятием, к тому же требующим времени. Именно по этой причине и была открыта российская лаборатория. Кстати, в планах фирмы отрыть еще одну лабораторию в центральной части России. Срок тестирования образцов в российской лаборатории составляет примерно два рабочих дня. Курирование работы центра осуществляется со стороны технического отдела ТОТАЛ ВОСТОК. Если возникает некая ситуация, которая не может быть решена силами российского офиса, то данную задачу решает европейское подразделение. При необходимости выполнить отбор пробы может и инженер автопредприятия. Все необходимые инструменты и расходные материалы – насос, шланги, колбы – всегда в нужном количестве имеются в продаже, а с методикой забора клиентов ознакомят специалисты TOTAL. Они же при необходимости проведут необходимые консультации дистанционно. Мы, разумеется, при заборе проб будем пользоваться услугами специалистов компании TOTAL.
Мнения
Виталий Аксентий,
механик «АлгаТранс»
– Со смазочными материалами компании TOTAL мы знакомы уже достаточно давно. В своей практике перепробовали различные моторные масла данного производителя и в целом ими мы остались довольны. В частности, достаточно много для нужд сервисного центра мы закупали TOTAL RUBIA TIR 8600 10W‑40. Данный продукт показал вполне приличные показатели на машинах нашего парка.
Испытания моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40, которые проводятся совместно с журналом «Рейс» у нас вызывают особый интерес. Во-первых, речь идет о масле уже известного нам бренда, которое изготовлено на территории России. Во-вторых, мы подбираем для обслуживания парка своих машин некий универсальный продукт, который может успешно применяться на транспортных средствах разных годов выпуска. Иными словами, нам важно понимать, насколько качественны масла TOTAL, производимые в РФ, и сможет ли TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 выполнять свои задачи не только в новых грузовиках, имеющих современные системы очистки выхлопных газов, требующих применение в моторах малозольных масел, но и достойно работать в пятилетних машинах с пробегом под миллион километров. Кроме того, мы должны быть абсолютно уверены в том, что испытуемое масло сможет сохранять свои свойства и качества в заданном интервале ТО. Не так давно мы увеличили для стоящих на балансе нашего автопредприятия транспортных средств интервал технического обслуживания и теперь производим замену моторного масла с периодичностью 60 000 км пробега. Отмечу, что это достаточно длительный интервал наработки моторного масла, учитывая сложные условия эксплуатации техники. Поскольку для нас очень важно, чтобы увеличение интервала ТО отрицательно не отразилось на надежности техники, не привело к снижению ресурса машин, к выбору смазочного материала мы подходим ответственно. Также для нас очень важно, чтобы испытуемый продукт не просто безупречно отработал в интервале от ТО до ТО, но и сохранил остаточный ресурс на приличном уровне. Запас по пробегу в 15-20 тыс. км (суммарный 75-80 тыс. км) нас бы вполне устроил. Эта страховка нам необходима на тот случай если в рейсе произойдет незапланированная заправка машины топливом несоответствующего качества, машина будет работать в более сложных условиях, чем обычно, не будет технической возможности своевременно провести обслуживание техники. Иными словами, нам важно выбрать масло, которое будет обладать свойствами, позволяющими нам сократить эксплуатационные расходы без вреда для техники.
Андрей Изотов,
технический специалист, технический отдел
– TOTAL RUBIA 8900 10W40 – полусинтетическое малозольное моторное масло для тяжелонагруженных дизельных и бензиновых двигателей грузовых автомобилей. Данный продукт имеет одобрения ведущих производителей грузовой технике, такие как MAN, VOLVO, MB. Полностью синтетическая база и сбалансированный пакет присадок, обеспечивает превосходную термическую стабильность. Выдающиеся моюще-диспергирующие, антиокислительные и антикоррозионные свойства позволяют достичь расширенных интервалов замены масла, тем самым снизив затраты на сервисное обслуживание технике. Передовая технология LOW-Saps по которой выполнен продукт TOTAL RUBIA 8900 10W40, предотвращает загрязнение и последующую блокировку сажевых фильтров DPF и продлевает срок службы систем последующей обработки выхлопных газов. Опыт эксплуатации продукта TOTAL RUBIA 8900 10W40 достаточно обширен, как и по географии использования, так и по области применения. При проведении ресурсных испытаний продукта, были достигнуты продленные интервалы замены – до 60 000 км – на различных видах техники и при разных условиях эксплуатации.
Анастасия Макаркина,
директор по маркетингу, отдел маркетинга
– Современный потребитель уделяет большое внимание наличию одобрений автопроизводителей при выборе моторного масла. И их можно понять, неправильно подобранный продукт может принести существенный вред двигателю и стать причиной дорогостоящего ремонта. Особенно важно это для бизнесов, где уверенность в долгосрочной работе техники не только помогает обеспечить бесперебойную работу предприятия, но и помогает снизить расходы на обслуживание. Уникальные свойства продуктов TOTAL RUBIA обеспечивают продленные интервалы замены, а также экономию топлива до 3 % для линейки моторных масел FuelEconomy. TOTAL располагает мощнейшей научно-исследовательской и производственной базой, где производятся десятки тысяч замеров, экспериментов, стендовых и натурных испытаний. Моторные масла TOTAL разрабатываются совместно с автопроизводителями еще на этапе разработке двигателя, чтобы в момент его конструирования получить основные требования к маслу и учесть все пожелания конструкторского персонала автоконцерна. Это позволяет нам занимать лидирующие позиции по производству оригинальных смазочных материалов. На текущий момент в портфеле грузовой линейки моторных масел TOTAL RUBIA сущетсвует более 200 одобрений автопроизводителей грузовой техники, таких как Volvo, Mercedes-Benz, Renault, MAN, DAF, Scania и др.
Екатерина Портнягина,
директор по качеству на заводе в Ворсино
– Завод TOTAL в Ворсино является тридцать пятым действующим заводом по производству смазочных материалов TOTAL в мире и самым современным. Он оснащен полностью автоматизированной системой смешивания и самыми современными линиями розлива. Проверка качества сырья, промежуточных и готовых продуктов проводится на всех этапах производства. Для всех заводов TOTAL существует единая техническая документация, согласно которой проводятся анализы. Дополнительные испытания проводятся для проверки соответствия российским нормативам на основе методов ГОСТ. Всего продукт изучают на соответствие по 23 параметрам, среди которых: кислотное число, вспышка, испаряемость, вязкость, плотность, содержание серы (при локальных поставках сырья) и другие. На каждую выпущенную партию в лаборатории хранится контрольный образец продукта, а также используемого сырья, что позволяет осуществлять проверку качества уже реализуемого продукта. Лаборатория также принимает участие в межлабораторных сравнительных испытаниях совместно с другими лабораториями TOTAL по всему миру. Благодаря единым стандартам качества, предъявляемым концерном TOTAL к используемым компонентам и производственному процессу, мы можем гарантировать, что продукт, выпущенный с завода TOTAL в России, будет полностью соответствовать качеству европейских продуктов.
Сергей Урядов,
водитель «АлгаТранс»
– На участвующем в ресурсных испытаниях моторного масла TOTAL RUBIA TIR 8900 10W‑40 седельном тягаче Volvo FH я работаю относительно недавно. Машина выполняет рейсы по всей территории России, согласно построенному службой логистики нашего автопредприятия плану перевозок. Загрузка транспортного средства достаточно высокая. В месяц машина проходит около 17 000 км. Заправки топливом тягача осуществляются только на проверенных брендовых АЗС, с которыми у нашей транспортной компании заключены договора. За все время работы на вверенной мне машине с топливом несоответствующего качества я не сталкивался. Несмотря на приличный пробег машины, который равен 963 880 км, к ее мотору никаких претензий у меня нет. Дизель работает равномерно. Расход топлива в пределах установленных норм. Падения мощности нет. Угара масла не наблюдается. Скажу больше: от замены до замены (от ТО до ТО) я моторное масло не доливаю. Контроль уровня масла произвожу периодически. Надеюсь, что и испытуемое масло будет вести себя также как и то, что ранее заливалось в мотор моего грузовика. Для того чтобы исключить смешивание разных масел при необходимости доливки (если возникнет такая ситуация) мне была выделена канистра с испытуемым продуктом.
Рейс.РФ