Найти тему
Дневник оптимиста

Серийная «полуторка» с гусеничным движителем.

Автомобиль ГАЗ-60. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm
Автомобиль ГАЗ-60. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Идея царского шофёра А. Кегресса, который стал создателем первого снегохода на базе легкового автомобиля с применением движителя в виде гусеницы взамен задних колёс, была популярна среди военных и спецслужб Советской республики. Работы по совершенствованию грузовых автомобилей с гусеничным движителем проводились в институте НАТИ, на заводах ЗИС и ГАЗ. Они заняли весь предвоенный период, однако до серийного производства грузовиков дошли только в Горьком.

Автомобиль НАТИ-ВЗ был создан с применением узлов ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm
Автомобиль НАТИ-ВЗ был создан с применением узлов ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm

Как появился ГАЗ-60?

Военным хотелось получить грузовик с проходимостью трактора, поэтому они всячески поддерживали секретные разработки НАМИ с 23-го года. Он должен был стать вездеходом, способным преодолевать бездорожье, сопровождать кавалерийские обозы и транспортировать артиллерийские установки лёгкой серии. Однако надёжного варианта конструкции движителя долгое время получить не удавалось.

После реорганизации НАМИ в НАТИ с 33-го года разработки возобновились, в индекс изделия вошла буква «В», характеризующая его как вездеход. Прототипом стала газовская «полуторка» и её трёхосная модификация (ГАЗ-ААА) с 40-ка и 50-ти сильными двигателями. Образцы, по результатам испытаний в разнообразном климате и на бездорожье, длительное время подвергались модернизации.

Главной проблемой движителя были пробуксовки резиновых шин относительно резинометаллической гусеницы, быстрый её износ и сход с ведущих колёс при перекосах. Привод на ведущую ось со сдвоенными шинами стали передавать посредством цепи, расположенной в кожухе. В 38-м году из узлов ГАЗ-ММ в Ленинграде на авторемонтном заводе под №1 собрали 2,5 сотни НАТИ-В.

В акте приёмочных испытаний было отмечено, что автомобиль не уступает трёхосным грузовикам и востребован в войсках, что позволило начать серийный выпуск вездеходов для Красной армии с 39-го года в Горьком, где он получил индекс ГАЗ-60.

ГАЗ-60 испытывали в тяжёлых дорожных условиях. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm
ГАЗ-60 испытывали в тяжёлых дорожных условиях. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm

Чем отличался ГАЗ-60 от базовой «полуторки»?

Для создания приемлемых температурных режимов работы двигателя в условиях бездорожья на «полуторку» был установлены радиатор и вентилятор от ГАЗ-ААА.

С целью увеличения, передаваемого двигателем крутящего момента, в трансмиссию после КПП добавили демультипликатор, созданный для трёхосной модификации «полуторки».

Гусеничный движитель имел раму, на которой устанавливались ведущие передние двускатные колёса, задние двускатные колёса (натяжной «ленивец»), поддерживающие и опорные катки. Резинометаллическая гусеница имела снаружи грунтозацепы, внутри по центру – направляющие, проходящие между двумя скатами и препятствующие сходу гусеницы с колеса.

На ведущие колёса привод осуществлялся цепной передачей закрытой защитным кожухом. Передача крутящего момента на гусеницу происходила за счёт трения колёс и гусеницы. Позднее, ведущие колёса были заменены на зубчатые барабаны, гусеницы получили принудительный привод.

ДЛя снежного бездорожья ГАЗ-60 снабжался лыжами, которые устанавливались на передние колёса. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm
ДЛя снежного бездорожья ГАЗ-60 снабжался лыжами, которые устанавливались на передние колёса. Фотография в качестве иллюстрации применена с разрешения Алексея Богомолова. Адрес: http://www.autogallery.org.ru/y/ygaz60.htm

Почему производство ГАЗ-60 было свёрнуто?

Гусеничная «полуторка» потеряла в грузоподъёмности 0,3 тонны и поступала на вооружение в подразделения армии, морского флота, системы ПВО и НКВД страны. Она возила грузы и личный состав, буксировала легкие пушки, являлась основой для пулемётных и артиллерийских систем. В финской войне проходимость и живучесть автомобиля оказалась значительно ниже возложенных на него надежд.

Активным проводником идеи обеспечения армии грузовиками с гусеничным движителем от правящей элиты того времени считают Н.С. Хрущёва, возглавлявший правительство Украины. В 40-м году движитель изменили. Привод на гусеницу стали передавать через зубчатый барабан, расположенный в передней части движителя. Автомобиль получил индекс ГАЗ-60П, что говорило о принудительном (зубчатом) приводе гусеницы.

Несмотря на применение различных технических решений и наличие «политической воли», ГАЗ-60 вынуждены были снять с производства в 43-м году по причине низкой эффективности на бездорожье, большого расхода топлива и малого ресурса. За всё время было изготовлено чуть больше 2 тысяч автомобилей, которые, практически все, погибли в войне.

Главным положительным моментом многолетних инженерных трудов по совершенствованию гусеничного движителя стало понимание необходимости создания специальных транспортных средств для преодоления бездорожья, на что и была направлены усилия в дальнейшем.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.