Найти в Дзене
ART OFF-ROAD ADVENTURE

Подготовка Toyota Land Cruiser 80 к путешествиям. Доработки и оборудование. Мои мысли и ближайшие планы

Обо всех доработках и изменениях которые происходят с автомобилем вы можете прочитать в бортовом журнале крузачка на DRIVE2.

Как быстро летит время. Казалось бы совсем недавно я сидел в самолёте на пути в Москву за долгожданным крузачком. И вот с тех пор прошло уже 10 месяцев. Почти год! Много что было сделано с машиной за это время. И не меньше ещё предстоит.

Я уже давно собирался рассказать вам о подготовке машины к путешествиям. Что и как в ней реализовано как в техническом плане, так и в плане различных плюшек. Но откладывал это дело нарочно, поскольку мне самому нужно было проверить и понять всё ли в ней мне подходит. И вот туристический сезон уже позади. Как и поездки разного формата и сложности. Теперь уже можно поразмышлять про доработки и сделать для себя какие-то выводы в плане дальнейших улучшений.

Итак, поехали.

1. Лифт и колёса

На крузаке сейчас абсолютно штатная подвеска. Не считая пневмобаллонов в задних пружинах. Без всяких проставок, лифтов и прочего. Об этом я уже упоминал в самой первой записи о техническом состоянии. При этом установлен боди-лифт 50мм. Технически это решение достаточно спорное. И я это понимаю. Но тем не менее бодик уже стоит, а силовые элементы кузова в полном порядке. Ну и по-крайней мере бодик позволяет установить колёса побольше сохранив абсолютно штатную подвеску, а значит и заводские параметры её работы.

Кстати о колёсах. Мне досталась практически новая 33" резина BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2. В миру размером 305/70 R16. Ничего о ней говорить не буду - все и так хорошо знают эту резину. Достойно и без проблем я откатал на ней этот сезон.

-2

А вот теперь мои мысли на этот счёт.

И главная мысль по итогу сезона - 33" резина для 80-ки откровенно мала! Даже в экспедиционном режиме, где много асфальта, грунтовок и не так много бездорожья. И это я не говорю про более-менее серьёзное бездорожье. Крузак на 33" не едет! =)

Поэтому переход на 35" в моём случае более чем логичен. К тому же я установил пониженные главные пары, что ещё раз говорит в пользу 35" колёс, чтобы вернуться к околозаводским параметрам трансмиссии.

Но этот размер не влезет с лифтом 2". Поэтому к уже имеющемуся боди-лифту придётся делать минимальный лифт подвески. Видимо тоже 2". Насколько мне известно 2 дюйма в подвеске 80-ки делается легко, безболезненно и без каких-либо дополнительных доработок, проставок и прочих дроп-боксов.

2. Лебёдка и её концепция

С машиной мне досталась абсолютно новая лебёдка Sport Way X9500. На барабане был намотан заводской стальной трос. А в придачу полагалась новая синтетика и клюз =)

-3

Предыдущим владельцем была реализована идея съёмной лебёдки. Она всегда наготове и прикручена к съёмной площадке, крепление под квадрат. В таком виде она обычно и лежит в багажнике до наступления её звёздного часа.

Фото Димы dnd
Фото Димы dnd

Крепление под квадрат сделано как спереди, так и сзади. Выведены силовые герметичные разъёмы. Причём сзади изготовлен мощнейший фаркоп. Предполагалось таскать прицеп-автодом. Также под капотом смонтировано два размыкателя плюса - на каждую из сторон. В общем всё сделано как по учебнику!

-5

Доехал до бездорожья, достал лебёдку, воткнул в квадрат и поехал дальше. Либо когда уже застрял можно отлебедиться назад...

Наверное всё это удобно, но не для меня...

А в чём заключается удобство? Лебёдка всегда чистая, лежит в багажнике, достал когда нужно. Можно лебедиться назад. А когда не нужна её можно и не брать с собой. Удобно обслуживать. Аргумент!

Но я не использую машину на повседневку! Эта машина исключительно для путешествий.

Лебёдка у меня первое время лежала в багажнике, да. Но весной, будучи в Адыгее, был момент когда я подумывал ей воспользоваться. Ну или хотя бы поставить её в боевое положение для готовности. Но когда у тебя полный багажник всякого шмурдяка, а лебёдка где-то там, закопана за всем этим добром - тогда я понял что для меня это совсем не удобно. И потом, эти 30-40кг ведь нужно таскать туда-сюда, а после использования опять убирать в багажник всю в грязи, траве и с прочими лягушками да улитками...

В общем для меня удобен вариант со стационарно установленной лебёдкой в штатный бампер. Так, например у меня было сделано на прошлой сузуке. И это решение на той машине я для себя обкатал. Идеально!

Как итог - с крузака сняты задний фаркоп и передняя площадка под квадрат. Лебёдка будет ставиться на новую площадку в штатный бампер. А блок соленоидов под капот - где посуше и почище.

-6

3. Калитка под запаску

Она офигенная! Мощная и в целом аккуратная. Сделана на заказ предыдущим владельцем.

-7

Крепление выполнено мощным кронштейном на раму.

-8

Сам кронштейн сделан воедино с осью на которой стоят два конусных подшипника и даже сальник (!) Отчего калитка открывается лёгким движением руки, а подшипники защищены от грязи и воды.

К заднему бамперу (точнее раме) прикручена вот такая упорная площадка. На мой взгляд сделана уж через чур мощно и тяжеловесно =)

Крепление 4 болтами. Причём для крепления с левой стороны использовано 2 штатных отверстия под фаркоп
Крепление 4 болтами. Причём для крепления с левой стороны использовано 2 штатных отверстия под фаркоп

Я буду её переделывать. Точнее немного укорачивать. Мне нужно освободить штатные отверстия под установку фаркопа.

Замок надёжный, правда имеет небольшой люфт вследствие чего немного стучит.

-10

Когда буду переделывать площадку, подумаю как доработать замок чтобы не болтался. А может быть вообще переделаю весь упор...

В целом калитка отличная! Сделана технически правильно - справа упор на раму через кронштейн, слева через упорную площадку на бампер (раму). Думаю 35" колесо выдержит с лёгкостью.

4. Силовые пороги

Тоже сделаны на заказ. Простая и прочная конструкция с креплением через кронштейны на раму. Обшиты рифлёным алюминием. Хорошо защищают пороги при движении по сложному рельефу и камням.

-11

5. Шноркель

Тут всё понятно и комментариев не требует)))

-12

6. Оптика

Говорят штатный головной свет на 80-ке это боль и печаль. Охотно верю, учитывая что любой заводской оптике сейчас как минимум 22 года от роду =))

На крузаке стоит оптика от fox-spb. Блок-фары Depo и ксеноновые модули Hella. Биксенон в блоке ближнего света (линза) и галоген в блоке дальнего.

-13

Свет божественный! Граница пучка чёткая. А дальним вообще наверное можно общаться с космосом! Одним словом от головного света я просто в восторге!

Далее рабочий свет. 4-х диодные фары рабочего света от Mixlights. Конкретно эта модель Sammoon SM-131−040C. Стоят уже 2,5 года. На вид сделаны качественно, за это время внутренности не запотели и не помутнели. Дают отличный и мощный рассеянный свет! На дорогах общего пользования такие включать конечно нельзя, но вот в лесу, в поле, да ещё вкупе с головным светом дают просто замечательную освещённость!

-14

Единственный минус - частично облезла краска с алюминиевого корпуса и кронштейнов крепления. Сказывается видимо то недолгое время что машина была в Москве...=)

Вот так они выглядели новыми после установки:

Фото Димы dnd
Фото Димы dnd

Но это конечно поправимо. Когда буду заниматься кузовом, то и корпуса и кронштейны на которых они стоят приведу в порядок. Светят они замечательно - а это главное!

7. Автобокс

На мой взгляд это совершенно незаменимый аксессуар для любого экспедиционника! Даже самого вместительного.

-16

На крузачка он перекочевал ещё с "Уральской Нерпы".

Приобрёл я его на заре наших автомобильных путешествий, в уже далёком 2014г. Перед нашей поездкой на Байкал.

Автобокс с шильдиком BMW. Но как известно компания BMW автобоксы не делает, а заказывает их у фирмы Thule. Последние в свою очередь брендируют их логотипом производителя авто.

Мне сложно сказать какой модели у меня бокс по каталогу Thule. Но по габаритом очень похож на Thule Atlantis 900. Или около того.

В любом случае он просто огромен! У меня ещё ни разу не было ситуации чтобы вещи и снаряга не поместилось в бокс...

-17

На сузуке он стоял на поперечинах и замках Thule. Крепление там было на рейлинги. В совокупности всё это прекрасно себя показало в самых жёстких условиях эксплуатации. Начиная от бездорожья в горах Башкирии, заканчивая бесконечными грейдерами Казахстана. Поэтому когда бокс перекочевал на крузачка, без тени сомнений он тоже встал на багажную систему Thule. Тут уже классическое крепление на водостоки.

-18

Ну вот. В общем-то о доработках которые видны снаружи я вам рассказал. Теперь пройдёмте посмотрим что же из допов в крузаке спрятано от глаз, но тем не менее важно и полезно в путешествиях.

8. Дополнительный бак

Важнейшая деталь любого путешествующего далеко (и глубоко) автомобиля! Бак самодельный, из нержавейки. Был также сделан по заказу предыдущего владельца.

-19

Объём около 200л! Самое смешное что ни Дима, ни я так и не заправляли его под завязку, поэтому точный объём в настоящее время не известен =)))

Но в следующем большом путешествии я обязательно залью его под горлышко чтобы установить истину! =)

Закреплён кронштейнами к раме. Я не уверен, но скорее всего в штатные отверстия.

-20

-21

Двойная горловина от Николая "Baymanech". Топливозаборник в доп.баке стоит заводской, от штатного бака. Медная топливная магистраль от бака утеплена спленовым рукавом. Переключение между баками осуществляется оригинальными тоётовскими электроклапанами.

-22

Вся топливная развязка под капотом сделана из полупрозрачных топливных шлангов. Достаточно удобно следить за наличием воздуха в системе. За всё время эксплуатации шланги остались мягкими, без трещин и заломов.

-23

С недавнего времени в топливную систему внедрён сепаратор топлива DAHL-65.

Управление переключением между баками происходит кнопкой в салоне. Причём при переключении "показометр" топлива на панели отображает актуальные данные на задействованном баке.

Дополнительные кнопки. Слева-направо: рабочий свет, переключение баков, дополнительный задний свет
Дополнительные кнопки. Слева-направо: рабочий свет, переключение баков, дополнительный задний свет

Кнопки, на мой взгляд расположены не совсем удачно. В ближайшее время планируется установка УКВ рации, возможно в потолочную консоль. Если всё сложится так - туда эти кнопки и переедут.

В целом всё сделано достойно и с умом. Но есть несколько минусов. О них ниже.

Как я уже говорил топливный бак сварен из нержавейки и покрашен. При этом почему-то начали ржаветь сварные швы! Я ни разу не сварщик, но возможно варили не тем оборудованием или материалом. Кто соображает в этом, напишите в комментариях в чём тут дело.

Надо отметить что бак не течёт и не потеет. По крайней мере при 100-120л. что я в него заправлял.

Да и покрашен он похоже на скорую руку вообще без подготовки "из баллончика", поскольку краска с бака легко смывается кёрхером!

В последнее время стал глючить "показометр" уровень топлива в доп.баке. Возможно поплавок западает, или что-то в этом духе...

Учитывая всё это - бак будет сниматься, приводиться в порядок внешний вид с зачисткой швов, их правильной обработкой и покраской. Заодно разберусь с показаниями уровня топлива, проверю топливную станцию и поплавок.

В остальном по доп.баку вопросов нет. Конечно очень удобно управлять баками одной кнопкой из салона, без всяких перекачивающих насосов и прочего. Управление сделано максимально приближенным к оригиналу. А заводской доп.бак ставился по-моему на арабские бензиновые версии...

9. Спальная система

В машине стоит спальник от Артёма "Lapocruiser".

-25

Мега крутая и удобная вещь! Раскладывается за какие-то мгновения!

-26

Двух и даже трёх-спальная кровать готова! Осталось раскинуть самонадувающийся коврик и бросить спальники =))

Удобно и функционально, крышки открываются, боковые тоже. Можно не выходя со спальника достать что-то из багажника - вещи, например. В общем - всё прям отлично и очень продуманно!

-27

Всё да не всё!

-28

О как! Каркас спальника начал ржаветь!

Мы общались с Артёмом на эту тему. Судя по всему тут брак при покраске. Поскольку ржа полезла не только в этом месте. Видимо не обработана, или недостаточно обработана поверхность перед нанесением порошка.

К счастью будущие владельцы спальников от Артёма лишены такой проблемы. Сейчас как я понял покраска отлажена у надёжного подрядчика.

Хорошо им! А как быть с моим спальником? Поначалу думал зачистить это место и просто подкрасить. Но выглядеть это будет не очень. Тем более это лицевая сторона. А учитывая что рыжики полезли ещё и в других местах каркаса, самым правильным решением будет полный разбор спальника, пескоструй, и новая покраска порошком с соблюдением технологии и обработки. Эх...

10. Такелаж и оснастка

Помимо лебёдки, машина укомплектована полным набором такелажа, включая стропы, шаклы, удлинители лебёдочного троса.

Одних только шаклов тут горсть машины на три =))

-29

Не хватает только хорошей динамики. Но и она в скором времени пропишется в этой сумочке как и пару софт-шаклов на замену этому железу.

Ну и куда же настоящий внедорожник без хайджека!? =)))

-30

Так получилось что ни Дима в своё время, ни я им ещё так и не воспользовался! Он даже не распакован. Муха не сидела!)))

В комплект к джеку полагается лифт-мейт и пятка для мягких грунтов! =))

11. Компрессор

Новый компрессор Berkut R20.

На прошлой сузуке у меня был R17. Стоял стационарно под капотом - за всё время эксплуатации ни разу не подвёл.

-31

R20 же 33" колёса качает просто влёт! Я думаю и с 35" справится =))

Пока лежит в багажнике. К будущему сезону планирую штатную установку куда-нибудь в нишу заднего крыла. Возможно будет ресивер. Пока думаю нужен он или нет. Пневмоблокировок у меня нет. Мне просто колёса качать...

Ну вот как-то так. Кратко резюмируя всё описанное вот что я имею сказать.

На мой взгляд в машине есть тот минимально-необходимый, скорее даже достаточно-необходимый, набор доработок и улучшений которые нужны для путешествий, в т.ч. длительных. Которые делают их более удобными и комфортными. Конечно есть какие-то частности которые я сделаю под себя - это всё индивидуально...

Вот основные изменения которые планируются в ближайшее время:

- 35" колёса

- минимально необходимый лифт подвески под них

- стационарная установка лебёдки в штатный бампер и демонтаж прежней системы переносной лебёдки перед/зад (оба фаркопа уже демонтированы)

- автономный отопитель

- УКВ рация

- походный душ и другая экспедиционная мелочёвка и нужность. На этом подробно я не останавливаюсь, поскольку это больше вспомогательные вещи и к подготовке автомобиля напрямую не относятся...

Подробнее остановлюсь на автономном отопителе и рации.

Фен несомненно штука незаменимая в осенне-зимне-весенних путешествиях. Да и летом в горах по ночам бывает довольно прохладно! Предположительно это будет Планар. Вероятнее всего с установкой под пассажирским сиденьем, вместо штатной задней печки. Пока думаю.

А для разогрева двигателя морозным утром сейчас на машине установлена Webasto Thermo Top E.

В сузуке отлично себя зарекомендовала УКВ рация MOTOROLA GM660. Хороший приём и дальность. Взял такую же. Куда ставить - пока вопрос. Если появится потолочная консоль - то вопрос будет снят =)

Вот, собственно, такие на данный момент мысли по поводу экспедиционной подготовки автомобиля. Как известно процесс доработок никогда не остановить. Всегда есть что улучшить! Но это же хорошо! Если что-то происходить - значит идёт движение вперёд! =)

В общем вот такой он - автомобиль для души и путешествий!

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь на мой канал. Из своих путешествий и экспедиций я привожу новый опыт, впечатления и эмоции, которыми потом делюсь в своих рассказах и историях, а также в своих ВИДЕО на ютуб-канале ART OFF-ROAD ADVENTURE
Самые свежие фото в режиме онлайн вы можете увидеть в моём инстаграм. Кого интересует техническая сторона вопроса - заходите на мою страничку на DRIVE2 - я путешествую на Toyota Land Cruiser 80