Найти тему
JADS

Кованые, литые и штампованные диски: что выбрать?

Многие автолюбители часто сталкиваются с проблемой выбора автомобильных дисков. Что предпочтительнее: кованые, литые или, может быть, штампованные диски? Каждый может сделать свой выбор в пользу того или иного варианта, опираясь на нижеследующий подробный обзор их основных отличий, достоинств и недостатков.

-2

Кованые диски. Представляют собой изделия, изготовленные из легких металлических сплавов, как правило на основе алюминия или магния. Благодаря использованию таких металлов, диски имеют небольшую массу, что существенно влияет на технико-эксплуатационные свойства автомобиля. Так, кованые диски на 40-50% легче стальных и на 20% - литых дисков. Параллельно с этим они достаточно пластичны и прочны, что снижает риск образования трещин в их основании.

@turnology.com
@turnology.com

Технология изготовления кованых дисков довольна сложна, что обусловливает их более высокую цену. Процесс производства таких дисков осуществляется в две стадии: 1) Горячая штамповка; 2) Термическая или химическая обработка. Особенности такой технологии позволяют получить диски с высокими эксплуатационными показателями. Поверхность кованых дисков стойка к воздействию влаги, агрессивных реагентов и, поэтому не корродирует. Она не требует дополнительного антикоррозийного покрытия. Кованые диски обладают большим запасом прочности, демпфирующими свойствами и способны выдерживать длительные большие нагрузки, а также резкие удары значительной силы (при очень сильных ударах диски не трескаются и не раскалываются, а только деформируются, при этом вектор деформации направляется преимущественно к центру и не затрагивает посадочного места покрышки). Высокая прочность изделий напрямую связана с применением в производстве метода горячей штамповки, при котором структура сплава уплотняется, а его зерно уменьшается в размерах (коэффициент удлинения кованых дисков 10-16%, в то время как у литых всего 6-8%). Благодаря малому размеру сплавного зерна плотность диска возрастает, что позволяет уменьшать толщину стенок, а, значит, снижать общую массу изделия.

Сложность технологии изготовления и дороговизна кованых дисков уже остались в прошлом. В наши дни стоимость комплекта кованых дисков может быть одинакова с стоимостью литых дисков именитых брендов. Кованые диски можно изготовить буквально любого дизайна, что является огромным преимуществом таких дисков.

Литые диски. Изготавливаются, как и кованые, из алюминиевых и магниевых сплавов, но без использования высокого давления. При этом зерно в структуре металла, в результате обычной отливки в форму без давления, становится крупнее, что и определяет некоторые недостатки таких дисков. В первую очередь — это меньшая прочность изделия. Литые диски более хрупки и подвержены образованию трещин, у них низкие демпфирующие свойства. Существенным недостатком литых дисков является большая толщина стенок, а также наличие в структуре сплава скрытых пустот и раковин, что негативно влияет на прочностные характеристики (при ударах они легко деформируются, а также раскалываются). Как правило, расколотые литые диски не подлежат восстановлению.

Матрица для изготовления литых дисков
Матрица для изготовления литых дисков

Главное преимущество этих дисков — приемлемая цена, которая определяется более простой технологией производства, а также огромный ассортимент типоразмеров в различном дизайне. Литые диски имеют небольшую массу (их вес на 20% меньше, чем у стальных). В сравнении с коваными эти диски также выигрывают в легкости. Так, кованый диск на 13'' с 3 мм-вой толщиной стенки имеет массу около 6 кг, в то время как такое же литой диск с толщиной стенки 5,5 мм всего 4,9 кг.

Данный тип дисков пользуется огромным спросом, благодаря оптимальному сочетанию показателей цена/качество.

Штампованные диски. Данный тип дисков наиболее распространен в нашей стране и на отечественных автомобилях является штатным. Низкая стоимость таких дисков является ключевым фактором их приобретения (в сравнении с литыми, штампованные диски имеют цену в два, а то и в три раза меньшую). Также, немаловажным достоинством является их ремонтопригодность: при деформации «штамповка» довольно легко выправляется даже в самых тяжелых ситуациях. При наезде автомобиля в большую выбоину или яму штампованный диск деформируется, поглощая тем самым основной удар, при этом сила удара, приходящаяся на подвеску и кузов, становится минимальной. Большой минус этих дисков — их значительная масса, которая отрицательно влияет на управляемость автомобиля: «штамповка» превращается в своеобразный «маховик» тяжело раскручивающийся и, также, тяжело останавливающийся. Определенный недостаток штампованных дисков — небогатый ассортимент дизайнерских решений: они практически все имеют одинаковый внешний вид.

Вид штампованных дисков
Вид штампованных дисков

Общий итог достоинств и недостатков дисков различных типов приведен в нижеследующих рядах, где величина данного показателя возрастает слева-направо.

Цена: штампованные=>литые=>кованые.

Прочность: штампованные=>литые=>кованые.

Работа подвески, комфорт и управляемость автомобиля: штампованные=>литые=>кованые.

Дизайн и ассортимент: штампованные=>литые=> кованые .

Масса: штампованные=> литые=>кованые.

Учитывая вышеизложенные характеристики дисков, финансовые возможности автовладельца и его требования, можно подобрать оптимальный тип дисков под любой автомобиль.

Авто
5,66 млн интересуются