До автомобилистов постепенно доходит понимание, что нас более века «дурачат» с двигателями внутреннего сгорания. Ведь имеется совершенный по конструкции и характеристикам электромотор, который исключает архаичные понятия об ускорении, приемистости, холодном запуске, которому не нужны трансмиссия, ГСМ и прочие «расходники» в привычном их понимании. Что все изощрения инженеров лучше бы направили на решение вопросов аккумуляции электроэнергии и удобства зарядки. По сути, мы до сих пор пользуемся пещерными «керосинками», тогда как прогрессивная «лампочка Ильича» все еще светит не многим. Данный обзор Drom.ru посвящается «темной» (пока еще) стороне российского авторынка — электромобилям.
Принесенные током
Сегодня в России можно проехать от Москвы до Владивостока (более 9000 км) за семь суток полностью на электротяге и без ожиданий на подзарядку — если сесть в поезд. Электровозы проведут пассажирский состав, но с одним условием — питаясь от контактного провода. Не очень быстро, зато наверняка. Если же сесть в серийный электромобиль, то с учетом его характеристик и существующей инфраструктуры в стране он сильно отстанет от поезда, даже двигаясь по трассе летом. Просто уйдет очень много времени на подзарядку аккумуляторов — придется больше стоять «у розетки», чем ехать. В этом весь драматизм нынешних электромобилей — как раз с их «мобильностью» вопрос пока не решен.
В наших нынешних условиях об удобствах и преимуществах эксплуатации электромобилей можно говорить в рамках маршрутов город — пригород. Опять же, с условием, что есть возможность по нескольку часов заряжать машину от бытовой розетки. Надеяться на быстрое развитие сети станций быстрой зарядки в ближайшем будущем вряд ли стоит (к тому же стоимость зарядки будет дороже), хотя примеры появления таких точек есть не только в столице России. Другая незадача «маячит» на некотором удалении — ресурс тяговых батарей не вечен. Автопроизводители, как правило, дают восемь лет гарантии на аккумуляторы, но полного понимания сервиса по ним на «вторичке» еще нет.
Как все же изящно и многообещающе сегодня звучат рекламные слоганы автокомпаний на свои новейшие разработки — «Добро пожаловать в удивительный мир электромобилей!», «Будущее начинается сегодня», «Мы вернулись в исходную точку»…
И действительно, приход машин на электротяге в корне меняет жизнь человека. Здесь и технические данные, и обслуживание, и сам процесс движения — все «звучит» по-другому. Электрокары подразумевают всевозможные («бесконечные») вариации по исполнению, но главной характеристикой на сегодня является запас хода (дальность поездки) на одной полной зарядке. Исходя из существующих стандартов измерения энергопотребления автомобилей, расчеты «выбега» электрокаров могут заметно разниться — в пределах 20—25%. К более жестким и реалистичным принято было относить американский регламент (EPA), но с 2017 года действует новый стандарт WLTP (попросту говоря — всемирный измерительный ездовой цикл), который тоже позиционируется как наиболее приближенный к реальным условиям.
В России ко всему надо добавлять суровый климат с низкими температурами, что по-своему сказывается на эффективности тяговых батарей. В этом вопросе, например, показательно выглядят уточнения от компании Renault, которая в аннотациях к своим электрокарам дает весьма различающиеся цифры пробегов в зависимости от условий эксплуатации (см. ниже). И хотя электрокары постоянно совершенствуются, повышая свою дальнобойность (до 400—500 км уже не предел), использовать их, скажем, для путешествий по-прежнему проблематично.
Правда, мы уже знаем о скором появлении в России сравнительно недорогого электромобиля, причем отечественной разработки и производства — проект Zetta, который готовится к реализации в Тольятти. Машинка обещается в районе полумиллиона рублей за базовый вариант, а тираж на 2020 год планируется до 2000 экземпляров с дальнейшим увеличением. И все же параметры электрокара с длиной кузова чуть более 3 метров не позволяют ставить его в один ряд с полноценными легковыми моделями массового спроса. Это примерно как ситуация с Renault Twizy — вроде наиболее доступный (базовая цена в России менее миллиона рублей) электромобиль зарубежного производства, однако его длина 2,3 метра и в целом «прогулочное» назначение исключает к нему массовый интерес.
Но самые существенные ограничения связаны с общей позицией в стране — без протекции государства в виде снижения налогов и предоставления прочих вариантов «зеленого света» на пути развития рынка электрокаров трудно говорить об их счастливой судьбе. Европа уже покрыта сетью специализированных станций зарядки, некоторые модели электромобилей по продажам уже обходят аналоги с ДВС, но у нас такой картины наблюдать не приходится.
Электрокары по своей природе — отнюдь не элитные средства передвижения. Пока мировые автогиганты раскачиваются или тешатся изделиями для состоятельных потребителей, в народной среде СНГ «еще раньше Теслы» самостоятельно мастерили свои варианты «электричек». Как в виде полностью оригинальных конструкций, так и на базе серийных моделей, в частности «Таврии» (фото сделаны в Киеве на автошоу в 2012 году)
Несмотря на все, электромобили постепенно пробиваются и в нашу жизнь. Новые и подержанные — отметим оба сегмента.
Новые
Серийных легковых электромобилей (не гибридов) в мире уже достаточно много. Другое дело, что российский рынок в их отношении пока выглядит сугубо премиальным. Предложение в основном состоит из продукции американской компании Tesla (разных моделей и модификаций), притом до полноценной дилерской сети дело пока так и не дошло. Официально электрические автомобили предлагает BMW и Jaguar, на подходе творения от Audi, Mercedes-Benz, Volvo, Porsche. Но даже утилитарные электромобили, которые можно заказать, например, у дилеров Renault, не являются доступными в общепринятом понимании российских потребителей.
Да, работы в направлении «народного электро» сегодня тоже ведутся (к сожалению, речь пойдет не о российском безвременно «потухшем» проекте EL Lada). Например — Renault K-ZE в образе субкомпактного кроссовера, разработанного на базе Renault Kwid длиной всего 3,7 метра. Характеристики электромобиля, по предварительным данным, сравнительно скромные — с запасом хода до 250 км, зато и цена прогнозировалась всего до $9000. Уже в 2019 году машинка появится на «электроемком» рынке Китая, потом — в Европе и других странах, а вот у нас о ней пока «не слышали». Но будем надеяться, что какие-то «токи» на этом безжизненном проводе все-же появятся.
Приведенные ниже модели не отражают полную картину мирового рынка электрокаров (особенно с учетом ожидаемых моделей), цены — ориентировочные.
Audi e-tron
Размеры — 4901/1935/1629 мм
Колесная база — 2928 мм
Запас хода — 411 км
Стоимость — от 9 370 000 рублей
Электрический кроссовер Audi e-tron разработан на той же платформе MLB Evo, что и Audi Q8. И характеристики машины соответствующие. Два электродвигателя мощностью 360 л.с. (561 Нм) обеспечивают 2,5-тонному автомобилю разгон до «сотни» за 5,8 секунды. Емкость литий-ионной тяговой батареи составляет 95 кВт⋅ч, полная зарядка от сети около девяти часов, запас хода на одной зарядке — до 411 км. Пневмоподвеска с регулируемым клиренсом входит в базовое оснащение. В России официальное появление Audi e-tron ожидалось в 2019 году, но реальность такова, что старт продаж переориентирован теперь уже на первую половину 2020 года. Впрочем, поскольку на европейский рынок электрокар вышел еще в конце 2018 года, есть возможность его приобретения вне официальных дилеров.
BMW i3
Размеры — 4011/1775/1598 мм
Колесная база — 2570 мм
Запас хода — 335 км
Стоимость — от 3 840 000 рублей
Премьера первого электромобиля компании, разработанного с нуля, состоялась еще в 2013 году. Формат заднеприводного компактвэна (с задним же, конечно, размещением электродвигателя) дает пример гибких и широких возможностей по компоновке таких автомобилей. После модернизации 2017 года BMW i3 прибавил в пробеге на одной зарядке — теперь он заявляется до 335 км. Существуют два силовых варианта: базовый с электродвигателем мощностью 170 л.с. (250 Нм) с разгоном до 100 км/ч за 7,3 секунды, и топовый мощностью 184 л.с. (270 Нм) с ускорением за 6,9 секунды. Но в обоих случаях емкость аккумулятора составляет 42,2 кВт⋅ч, время зарядки до 80 процентов от бытовой розетки — около десяти часов. В России автомобиль можно приобрести (заказать) через официальную дилерскую сеть BMW, хотя показательных продаж не наблюдается — за 2018 год, по данным АЕБ, официально удалось реализовать только один экземпляр BMW i3.
Chevrolet Bolt EV
Размеры — 4166/1765/1594 мм
Колесная база — 2600 мм
Запас хода — 380 км
Стоимость — от 4 140 000 рублей
Этот переднеприводный электрический компактвэн появился в конце 2016 года как ответ в данном сегменте от автогиганта GM, то есть раньше, чем самая доступная Tesla Model 3. В целом «народный американский электромобиль» удался: мощный двигатель в 200 л.с. (360 Нм) позволяет достичь скорости в 100 км/ч всего за 6,5 секунды, тяговая батарея на 60 кВт⋅ч обеспечивает запас хода до 380 км, а полное восстановление от сети при помощи зарядного устройства составляет девять часов. В России об официальном появлении Chevrolet Bolt EV говорить не приходится, остаются только альтернативные варианты приобретения машины.
Hyundai Ionic Electro
Размеры — 4470/1820/1450 мм
Колесная база — 2700 мм
Запас хода — 294 км
Стоимость — от 2 965 000 рублей
Электромобиль С-сегмента с кузовом типа лифтбек от компании Hyundai появился в 2016 году в составе целого семейства электрифицированных моделей (другие — с гибридными силовыми установками). Параметры электрокара изначально были не «супер», однако уже весной 2019 года корейцы представили его с улучшенной электрической начинкой: с двигателем мощностью 136 л.с. (295 Нм) и тяговой батареей на 38,3 кВт⋅ч, с увеличенной до 294 км (по WLTP) дальностью пробега на одной зарядке. У себя на родине модернизированный Hyundai Ionic Electro предлагается с весны, на европейский рынок он выходит текущей осенью, ну а в России его продажи пока не планируются.
Jaguar I-Pace
Размеры — 4682/1895/1565 мм
Колесная база — 2990 мм
Запас хода — 470 км
Стоимость — от 6 246 000 рублей
Этот электрический кроссовер из других премиальных не самый большой, а кузов на 94 процентов сделан из алюминия, но снаряженная масса все же немалая — 2,2 тонны. Однако два электродвигателя мощностью 400 л.с. (696 Нм) способны придать машине ускорение до 100 км/ч всего за 4,8 секунды. Тяговая батарея на 90 кВт⋅ч обеспечивает дальность поездки до 470 км, а время ее полного восстановления в домашних условиях при помощи фирменного зарядного устройства составляет почти 13 часов (на станциях быстрой зарядки до 80% можно зарядить за 40 минут). В России Jaguar I-Pace предлагается официально, причем старт продаж был объявлен еще в конце 2018 года — с не очень большим отставанием от европейского рынка.
JAC iEV7S
Размеры — 4135/1750/1560 мм
Колесная база — 2490 мм
Запас хода — 280 км
Стоимость — от 2 650 000 рублей
Даже китайский автопром пока не в состоянии дать миру дешевые электрокары, хотя цены у них все же заметно ниже на аналогичные по размерам модели. Таков и кросс-хэтч JAC iEV7S с его вполне удобоваримыми характеристиками: формат «компакт плюс», электродвигатель мощностью 116 л.с. с разгоном до «сотни» за 11 секунд, тяговая батарея на 39 кВт⋅ч, запас хода до 280 км. В Китае электромобиль выпускается с 2017 года, и что интересно, в 2018 году компания заявляла его в рамках презентации своей новой модельной линейки для российского рынка (с производством в Казахстане). Однако ныне на официальном российском сайте JAC данная модель в списке не фигурирует.
Kia Soul EV
Размеры — 4195/1800/1610 мм
Колесная база — 2600 мм
Запас хода — 277/452 км
Стоимость — от 3 400 000 рублей
Электрическая версия популярного «высокого» хэтчбека Kia Soul появилась еще в 2014 году, но характеристики были не очень. С новым поколением в 2019 году автомобиль заметно преобразился: теперь Kia Soul EV располагает сразу двумя силовыми вариантами. В базовом исполнении значатся электродвигатель мощностью 136 л.с., тяговая батарея на 39,2 кВт⋅ч, а пробег на одной зарядке заявляется в 277 км. Тогда как в топе имеются двигатель в 204 силы, аккумулятор емкостью на 64 кВт⋅ч и дистанция между «заправками» уже 452 км. И разгон до 100 км/ч весьма бодрый — 7,6 секунды (в базовом варианте — 9,6 секунды). Кстати, в Европе новый Соул предлагается только в электрической версии, причем еще с весны, а до российского рынка автомобиль официально пока так и не «доехал».
Nissan Leaf (второе поколение)
Размеры — 4480/1790/1540 мм
Колесная база — 2700 мм
Запас хода — 270/385 км
Стоимость — от 3 430 000 рублей
Второе поколение самого массового электрокара Nissan Leaf в полноценном формате «гольф-класса», причем длина почти 4,5 м достигнута в кузове хэтчбек (к тому же с багажником 435 л). Автомобиль преобразился в лучшую сторону как внешне, так и по технической части. Мощность электродвигателя стала 150 л.с. (320 Нм), емкость аккумулятора 40 кВт⋅ч, запас хода тоже вырос — по разным стандартам он заявлялся со значительной вилкой, но прогноз по WLTP был в 270 км. Ожидалось, что данная модель официально появится на российском рынке еще в 2018 году, однако этого не случилось до сих пор. Притом в 2019 году появилась еще более «энергичная» версия: мощность 217 л.с. (340 Нм), аккумулятор 62 кВт⋅ч, пробег на одной зарядке 385 км (по WLTP).
Peugeot e-208
Размеры — 4055/1745/1430 мм
Колесная база — 2540 мм
Запас хода — 340 км
Стоимость — от 3 500 000 рублей
Новое поколение хэтчбека Peugeot 208 было представлено совсем недавно (весной 2019 года), при его разработке сразу была включена и полностью электрифицированная версия Peugeot e-208. С весьма хорошими показателями: двигатель мощностью 136 л.с. (260 Нм), разгон до «сотни» за 8,1 секунду, батарея на 50 кВт⋅ч, запас хода 340 км (по WLTP), хотя время полной зарядки от бытовой розетки указывается сравнительно большое — 16 часов. В Европе новое семейство поступит в продажу текущей осенью, в том числе электрические версии, в России такие вряд ли появятся официально в ближайшее время, желающие смогут «привезти» машину только по альтернативным каналам.
Renault Kangoo Z.E. 33
Размеры — 4666//1829/1805 мм
Колесная база — 3081 мм
Запас хода — 270 км
Стоимость — от 2 769 000 рублей
Электрические варианты в коммерческом семействе Renault Kangoo появились еще в 2011 году, а с 2015 года компания официально предлагает такие машины в России. Причем базовым все же является грузовой фургончик стандартных размеров (длина 4282 мм) по ценам от 2 619 000 рублей, но мы отметили более универсальную (грузопассажирскую) модификацию с удлиненным кузовом и колесной базой. Характеристики «утилитарные»: мощность электродвигателя 60 л.с. (225 Нм), максимальная скорость 130 км/ч, емкость батареи 33 кВт⋅ч, зарядка от сети при помощи фирменного устройства — шесть часов, а от обычной розетки 17 часов. Любопытны данные Renault относительно запаса хода: по старому циклу NEDC он заявлен в 270 км, но в «реальных условиях в теплое время года» пробег указывается в 200 км, а в «холодное» и вовсе только 120 км.
VW e-Golf
Размеры — 4258/1790/1492 мм
Колесная база — 2620 мм
Запас хода — 300 км
Стоимость — от 3 490 000 рублей
Модернизированный в 2017 году электрический VW e-Golf получил улучшенное оборудование, тем самым став более «выгодным» автомобилем с эксплуатационной точки зрения. Стал мощнее электродвигатель — 136 л.с., увеличилась емкость аккумулятора — 36,8 кВт⋅ч, вырос и пробег на одной зарядке — до 300 км. Даже с поставкой обычных моделей Гольф у официальных российских дилеров были перебои (после кризиса 2014 года продажи возобновились лишь недавно), а электроверсию у них тем более днем с огнем не сыщешь. И вряд ли что-то изменится в ближайшей перспективе. Так что пока только возможны альтернативные варианты приобретения.
Tesla Model S
Размеры — 4970/1964/1435 мм
Колесная база — 2960 мм
Запас хода — 505 км
Стоимость — от 8 700 000 рублей
Первенец в производственной программе компании, лифтбек Tesla Model S появился на рынке США в 2012 году, а после его мощное «электромагнитное поле» оказало влияние на весь прогрессивный мир. Семейство разрослось многими модификациями, как с полным (в основном), так и задним приводом. В нынешней линейке даже базовый полноприводный вариант разгоняет машину до «сотни» менее чем за пять секунд, а в топе с мощностью двигателей около 770 л.с. (967 Нм) автомобиль берет это барьер с «формульным» показателем — за 2,4 секунды. Аккумулятор емкостью 100 кВт⋅ч обеспечивает запас хода свыше 500 км.
Tesla Model X
Размеры — 5004/2083/1626 мм
Колесная база — 3061 мм
Запас хода — 465 км
Стоимость в России — от 9 245 000 рублей
Полноприводный кроссовер с оригинальной комбинацией входа-выхода (с передними распашными и задними подъемными дверями) и с семиместным размещением в салоне появился в линейке Tesla в 2015 году, став второй моделью компании. Несмотря на «семейное» позиционирование, автомобиль не лишен всех технических достижений бренда, предлагая модификации с разгоном до 100 км/ч за неполные пять секунд или даже менее чем за три. Тяговая батарея на 100 кВт⋅ч обеспечивает запас хода свыше 450 км, а с 2019 года в базовое оснащение входит премиум-пакет с панорамной крышей, пневмоподвеской, более качественной аудиосистемой.
Tesla Model 3
Размеры — 4694/1849/1443 мм
Колесная база — 2875 мм
Запас хода — 385/500 км
Стоимость — от 4 225 000 рублей
В 2017 году появился «бюджетный» электрокар данного производителя — таковым стал «купеобразный» седан Tesla Model 3. Правда, наиболее доступным является заднеприводный вариант с характеристиками попроще: с двигателем мощностью 250 л.с., тяговой батареей на 60 кВт⋅ч, запасом хода до 385 км. К тому же весной 2019 года был представлен новый базовый вариант с аккумулятором 50 кВт⋅ч, пробегом до 350 км и по цене у нас менее 4 000 000 рублей (тем не менее с разгоном до «сотни» менее чем за шесть секунд). Если же говорить о полноприводных версиях, то мощность двух двигателей составляет 350 л.с., емкость батареи 75 кВт⋅ч, запас хода 500 км, разгон менее чем за пять секунд, но и цена уже от 5 330 000 рублей.
Подержанные
Более доступный и реальный для российских потребителей сегмент электрокаров. Опять же, если это премиальный класс, а он пока сформирован из моделей марки Tesla, то цены тоже «под высоким напряжением». Скажем, варианты Tesla Model S 2013 года выпуска предлагаются примерно от 3 000 000 рублей, а 2014 года — от 3 500 000. Кстати, стоимость подержанных электромобилей во многом зависит от состояния тяговой батареи (ее остаточного ресурса), что существенно сказывается на запасе хода и на что нужно обращать особое внимание при выборе. Подробнее отметим наиболее доступные на вторичном рынке электромобили.
Nissan Leaf (первое поколение)
Размеры — 4460/1770/1550 мм
Колесная база — 2700 мм
Период выпуска — 2009–2017 гг.
По-настоящему демократичным и относительно массовым рынок электромобилей в России стал, по сути, благодаря именно хэтчбеку Nissan Leaf, который особенно получил распространение на Дальнем Востоке и в Сибири. Правда, пока речь идет о машине первого поколения (наследник еще весьма дорогой) и в основном с японского внутреннего рынка. Мощность двигателя 109 л.с., батарея изначально устанавливалась всего на 24 кВт⋅ч, и только под конец выпуска (в 2017 г.) появился вариант на 30 кВт⋅ч. Львиную долю предложения вторичного рынка составляют экземпляры 2012–2014 годов, с типичным разбросом цен 400 000–700 000 рублей. На модели 2015–2016 годов цены до 800 000 рублей и выше.
Специфика эксплуатации автомобиля в Сибири нами была подробно исследована.
Nissan e-NV200
Размеры — 4560/1755/1850 мм
Колесная база — 2725 мм
Период выпуска — 2009–2017 гг.
Этот электромобиль выпускается с 2014 года в формате минивэна «нормальных габаритов», но характеристики и позиционирование ближе к утилитарным. Семейство включает в себя простые по оснащению грузопассажирские версии на пять мест, хотя имеются и более комфортные с семиместным исполнением салона. В основе электродвигатель мощностью 109 л.с. и тяговая батарея на 24 кВт⋅ч (с 2018 года устанавливается на 40 кВт⋅ч). На вторичном рынке машина пока малозаметна, цены на экземпляры даже 2014–2015 годов до миллиона рублей и выше.
Mitsubishi i-MIEV
Размеры — 3395/1475/1610 мм
Колесная база — 2550 мм
Период выпуска — 2009 — н. в.
Один из «ветеранов» рынка электромобилей в формате микровэна, причем в период с 2011 по 2016 годы Mitsubishi i-MIEV успел официально «поприсутствовать» на российском рынке. Без особого успеха даже после снижения цены почти в два раза (до миллиона рублей). Теперь упущенные возможности некоторым образом наверстываются за счет подержанных экземпляров из Японии — с Лифом не сравнить, но все же это альтернатива за более доступные цены. Задний привод, мощность двигателей 41 или 64 л.с., емкость батареи 10,5 или 16 кВт⋅ч. На вторичном рынке машины 2010–2012 годов можно увидеть по ценам 325 000–490 000 рублей, а на экземпляры 2014 года ценники встречаются и до 800 000.
Mitsubishi Minicab MIEV
Размеры — 3395/1475/1915 мм
Колесная база — 2390 мм
Период выпуска — 2011— н. в.
Утилитарный вариант микровэна с еще более высоким (и «квадратным») кузовом с грузопассажирскими функциями. По электротехнической начинке соответствует модели Mitsubishi i-MIEV. На вторичном рынке больше фигурируют варианты 2012–2014 годов, по ценам 350 000–500 000 рублей.
https://www.drom.ru/info/misc/71237.html