…Признайтесь, вы наверное подумали, что речь пойдёт о различных автоподставах и прочих вариантах мошенничества (например в автосалонах) или об обмане при покупке подержанного авто?
Отнюдь. Ибо те обманы – просто детские шалости, по сравнению с тем, в каком положении оказались миллионы владельцев современных машин…
Они попали в западню. Финансовую. И выходов из неё – только два. Зарабатывать в два раза больше или… ездить на общественном транспорте, прокатных авто или такси.
Но неужели всё так печально? На мой взгляд – более чем. И дальше будет только хуже…
Я изложу вам свои аргументы, а вы уж сами решите, насколько.
Итак, начнем рассказ с начала массовой автомобилизации в СССР – появления семейства «ВАЗ» и новых моделей «Москвича» и «Запорожца».
…Автомобиль из призрачной мечты – превратился в реальную цель жизни: люди начали копить, «заболевая» этой идеей. Деньги собирали со всей родни: автомобиль – был предметом гордости и высокого достатка.
Ну вот и наконец-то пришла заветная открытка! Купили, пригнали, обмыли. Определили в гараж (хотя бы на время, пока не установили сигнализацию и секретки). Купили коврики, чехлы, аптечку, радио. Сделали антикор с подкрылками. Запаслись ходовыми запчастями и… на этом всё! Можно ездить. Сколько? Да всю жизнь…
По пробегу – выходило тысяч 150-250 за 15-20 лет. А потом – кто продавал, кто делал капремонт… Но кого не спроси – автомобиль не доставлял владельцу особых хлопот – он не ломался внезапно и фатально, чтобы его притаскивали на тросе, не высасывал ежемесячно деньги и не требовал по любому пустяку визита в автосервис… А рукастые, да с гаражом – вообще не знали туда дороги: заняться своим авто в выходные, а затем – попить пивка с мужиками, травя байки… На этом выросло не одно поколение!
И вдруг, как-то незаметно, исподволь, всё это закончилось…
Нет, авто никуда не делись; мало того – их покупка стала простой и приятной, а количество моделей (и цен) – удовлетворяло любого, но…
Авто фактически перестало принадлежать его владельцу! Отныне – оно принадлежало производителю и официальному сервису.
Самой нужной «запчастью» в пути стали… номера телефонов сервиса и эвакуатора! Из водителя, имеющего права на своё авто, он превратился в дрожащую тварь (прямо по Достоевскому).
…Перегоревшая лампочка в фаре – вызывала животный ужас: нужно отпросится с работы и поехать в сервис, где разберут всю переднюю часть (а иначе никак), да пропишут новую в компьютере, да сотрут ошибки, да ещё что-нибудь дурное найдут…
Меньше десятки – редко оставишь. Замена свечей – едва ли не снятие двигателя, замена тормозных дисков – вместе со ступицами; даже глушитель – отныне длинная неразборная труба от самого мотора…
Тысяч 70-100 и начинаются проблемы с мотором, электрикой, коробкой… Семейный бюджет планировать невозможно – сей пластмассово-электронный девайс живёт своей жизнью. Точнее – той жизнью, на которую он запрограммирован: маленький ресурс, низкая надёжность, больше денег с потребителя!
…Собрались на дачу, загрузили вещи, рассаду и кошку, а на панели – зажглась красная лампочка… «С помощью лома и такой-то матери» починить авто отныне не выйдет – разгружай пожитки и айда в сервис. А там «нет детали» – ждите неделю. Зато пока – можно оплатить процент по кредиту. Как раз, к моменту выплаты, авто придется продавать: ведь уже через пять лет – оно начнёт «сыпаться».
Обладателю гаража и умелых рук отныне нет смысла читать профильные форумы: современное авто толком неразборно и неремонтопригодно.
Произошла чудовищная подмена – из собственника, владелец авто превратился в пользователя!
И пользоваться им – он сможет ровно столько, сколько производитель ему позволит…
Как, впрочем, и современным смартфоном: как только прекратятся обновления – так шагом марш за новым! Недалёк тот день, когда это произойдет и с авто: не «прилетело» обновление программы – оно не заведётся…
В головах у многих (особенно зрелого возраста) происходит разрыв шаблона: они привыкли, максимально напрягшись финансово, купить надолго хорошую, дорогую вещь (дорого да мило, дешёво да гнило). Купили и… теперь радуются и пользуются! Денег на неё в процессе эксплуатации уже особо не предусмотрено, особенно это касается авто: ведь в глубинке до сих пор живы стереотипы – наша марка будет без конца ломаться, а иномарка – нет! Ходить будет десятилетия – только бензин заливай, да масло меняй…
Лет 20 назад так и было! Авто, выпущенные в ХХ веке, не требовали к себе большого внимания и финансовых затрат: неслучайно подержанными иномарками страна оказалась буквально наводнена…
Но времена изменились! Те машины уже отходили своё, а новые – преподносят такие сюрпризы, от которых хватаются за голову даже жители мегаполисов, уж не говоря о провинциалах: как-то незаметно не авто стало служить человеку, а человек – служить авто; оно жадно потребляет его время и финансы, чтобы содержать себя в работоспособном состоянии…
Но удивительно не это, а то – что никто не бастует по этому поводу! Неужели одноразовые вещи всех устраивают? Зато мы активно защищаем «узников совести»; быть может, просто потому, что у таких протестов есть спонсоры и кукловоды?
…Оппозиция обещает борьбу с коррупцией и бедностью, верховенство закона и права, и прочие приятные вещи, но… Сможет ли она оградить население от одноразовых вещей?
Ответ очевиден.
© Борис Долгарев, 2019
Подписывайтесь на канал, и – каждый день у вас в ленте интересная информация, полезные советы, ответы на вопросы. Канал «инфо» – к вашим услугам!