В год выхода фильма Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1980 год) его посмотрели 90 млн зрителей. Фильм стал лидером проката в Союзе. И сейчас мы с удовольствием пересматриваем эту картину о судьбе Катерины Тихомировой и ее подруг - Тоси и Людмилы.
А знали ли, вы, что сценарий фильма был написан Валентином Черных за 19 дней для конкурса сценариев о Москве. Валентин Черных в этот сценарий вложил собственные переживания - рассказал о комплексе "немосквича" (Черных сам очень долго привыкал к жизни в столице после переезда). Сделав центральной фигурой женщину и назвав сценарий "Дважды солгавшая", он понимал, что эта история, рассказанная от лица женщины, даст нужную глубину этой драме.
Но исполнительница главной роли - Вера Алентова - не была в восторге от сценария после прочтения. Но на пробы все-таки пришла и смогла получить роль, сделавшую ее знаменитой на весь мир.
Кстати, Владимир Меньшов не сразу увидел жену в роли Катерины Тихомировой. Поначалу он планировал снимать в этой роли Маргариту Терехову (которая отказала молодому режиссеру, сославшись на плохой сценарий). После отказа Тереховой, Меньшов обратился к Ирине Купченко, но и та отказала, прочтя сценарий. Пробовались еще Валентина Теличкина, Евгения Ветлова, Наталья Сайко. Но после проб Алентовой, Меньшов понял, что зря потратил столько времени на поиски и лучше Веры никто не смог бы воплотить образ Катерины Тихомировой на экране.
На роль интеллигентного слесаря Гоши поиски претендентов тоже шли долго, пробовался, к примеру, Виталий Соломин. Но все было не то. Директор картины Виталий Богуславский после увиденного им фильма "Дорогой мой человек" решил пригласить на пробы Алексея Баталова. Который и был в итоге утвержден на роль Гоши. Сам Баталов от роли и самого сценария был не в восторге, как и Вера Алентова. Проникнутся героем и его историей так и не смог. Тем не менее, созданный им в картине образ стал практически его визитной карточкой и полюбился многим зрителям.
В ряду недовольных сыгранной в картине роли также значится и Ирина Муравьева, исполнительница роли подруги Катерины - Людмилы. Увидев фильм, Муравьева не скрывала разочарования:
"Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран".
Но, к счастью, среди каста были и те, кому нравились и сыгранные ими герои, и их истории. Например, актрисе Раисе Рязановой ее Тося очень нравится. И нам тоже.
Сняв картину и выпустив свое детище в прокат, создатели получили не совсем то, что ожидали от критиков. Картину назвали дешевой мелодрамой. Худсовет Мосфильма был недоволен наличием откровенных сцен (поэтому большая их часть с Олегом Табаковым и Верой Алентовой была вырезана и фильм стал короче по хронометражу) и предъявил режиссеру еще ряд претензий. Положение спас закрытый показ руководству КПСС и полный восторг от картины, в который пришел наш горячо любимый Леонид Ильич.
А выдвижение картины на премию "Оскар" и победа в номинации "Лучший иностранный фильм" стало серьезным дополнением к всенародной любви. Владимир Меньшов, будучи на момент проведения церемонии невыездным, узнал о том, что его картина победила по телевизору - в эфире программы "Время", но решил, что это шутка.
Вместо создателей картины, награду получал атташе по вопросам культуры посольства СССР в Штатах. Статуэтка еще долго хранилась в "Госкино", собственно Меньшов получил ее в 1989 году.
Такая вот история о любимом всеми фильме.
А вы любите этот фильм? Согласны ли с теми, кто называет его шедевром? Кто ваш любимый герой? Чья история вам ближе и почему? Думаете, всем удалось справится со своими ролями или видите здесь совершенно других актеров? Давайте обсудим!