Найти тему
DmitryCD

Катерина и феникс, или каким мог бы стать Saab

Возможно, вы слышали о том, что на днях своего владельца обрел последний сошедший с конвейера в Тролльхэттане каноничный Saab – не электрическая имитация, а полноценный седан с бензиновым мотором. Швед Клаус Спанггаард, большой поклонник марки, заплатил на аукционе за модель 9-3 Turbo4 с 220-сильным турбомотором и 6-ступенчатым автоматом 465 000 местных крон, то есть чуть больше 3 млн рублей.

-2

То ли Клаус действительно так ценит марку Saab, то ли решился на экзотическую инвестицию? Непонятно. Но эта символическая сделка – неплохой способ вспомнить некоторые особо примечательные и потенциально успешные проекты. Те узловые точки, где история марки могла пойти совсем по другому пути.

-3

Люк, я твой… машина!

Собственно, история шведского предприятия как раз с прототипа и началась. Saab Ursaab, то есть "Изначальный Saab", также известный под обозначением 92001 – один из немногих автомобилей, которым случилось стать интернет-мемами в основном благодаря оригинальному дизайну. Он, в свою очередь, объяснялся попытками стилиста Сикстена Сазона, потомственного художника и разработчика аэропланов, обеспечить автомобилю максимально эффективную аэродинамику.

-4

Вообще, принято считать, что группа инженеров, соорудившая Ursaab, понятия не имела, как создавать автомобили, зато не одну собаку съела на постройке самолетов. Возможно, этим и объясняется успешность конструкции Ursaab, который позже перевоплотился во вполне серийный Saab 92 и за 8 лет выпуска разошелся по Европе 20-тысячным тиражом.

-5
-6

Катерина и Porsche

В Saab работали энтузиасты своего дела, которым не сиделось на месте. Автоспорт они не оставляли без внимания с самого начала: собственно, участие Saab в ралли началось еще с момента выпуска в свет первой модели. Была у Saab в послевоенные годы и собственная линейка спорткаров под общим названием Sonett.

-7

Первые образцы появились еще в 1954 году, а в середине 60-х в Saab взялись за создание второго поколения Sonett. Его-то появлению и предшествовало создание концепта по имени Catherina, авторство которого приписывается то вышеупомянутому Сикстену Сазону, то дизайнеру Бьорну Карлстрёму. При чем тут Porsche? Дело в том, что кузов типа тарга на концепте применили в 1964 году, а первая тарга в семействе 911 (считается, что она и сделала такой кузов популярным) вышла на рынок только в 1996-м. Правда, в отличие от Porsche, у Saab дела с откровенно спортивными машинами так и не заладились.

-8
-9

Ни слова об электричестве

В названии этого концепта аббревиатура EV, которую сейчас принято связывать с электромобилями, расшифровывалась, как Experimental Vehicle: весь EV-1 был плодом целой серии экспериментов, больших и маленьких. В основе спорткара лежала вполне серийная платформа от 900 Turbo, но все остальное выглядит впечатляющим даже сейчас. Представьте, какой фурор EV-1 произвел в 1985 году.

-10
-11

Экстравагантный кузов с огромным стеклянным "фонарем". Солнечные батареи в крыше, от которых питался вентилятор, охлаждавший салон на залитой солнцем парковке. Бампера из композита, способные восстанавливать форму после незначительных ударов. Способность набрать первые 100 км/ч за 5,7 секунды благодаря 285-сильному двигателю. И так далее, и так далее. Правда, единственное, что получило путевку в жизнь из реализованных на EV-1 идей, это возможность вырубить все показания приборной панели, за исключением цифр спидометра… Поговаривают, что если бы проект EV-1 получил должное развитие, Saab имел бы все шансы со временем превратиться в эдакий скандинавский BMW. Зато уникальный концепт успел засветиться во второй части трилогии "Назад в будущее".

-12

Взболтать, но не смешивать

Saab 9X – еще один образец креативного подхода к созданию оригинальных автомобилей, но, так сказать, с другой стороны. В 2001 году, представляя 9X миру, его создатели называли концепт "четырехмерным спорткаром": конструкция концепта объединяла в одной машине черты сразу четырех типов кузова. Упоминались купе, родстер, универсал и даже пикап, в который 9X превращался благодаря откидывающемуся заднему борту.

-13
-14

А спортивную сущность ему обеспечивал трехлитровый V6 с отдачей в 305 л.с. и 410 л.с. крутящего момента. По слухам, 9X через некоторое время после дебюта должен был отправиться на конвейер, причем практически в неизменном виде, но и здесь что-то пошло не так.

-15

Восставший из пепла

Через десять лет после 9X и через год после обретения независимости от GM шведы показали поистине сногсшибательный PhoeniX – и он стал последним концепт-каром Saab. Кто-то назовет куда более впечатляющим прототип Aero X за его шикарный сдвижной "колпак", но задачей PhoeniX было не просто поразить публику, а продемонстрировать решения, которые уже вскоре должны были появиться на серийных машинах.

-16
-17

Скажем, гибридная силовая установка с 200-сильным турбомотором на передней оси и электродвигателем на задней, или бортовая мультимедийная система на базе Android с возможностью загрузки приложений "по воздуху", полностью светодиодная оптика и тому подобное – идеи, которые сейчас уже стали обыденностью. А в Saab готовились к их внедрению почти десяток лет назад. Однако же, чем закончилась история шведской марки, все мы хорошо знаем.

Очень надеюсь, что данный материал Вам понравился! Всем удачи и до новых встреч в моем блоге. Буду благодарен за подписку на мой Дзен, instagram и YouTube канал