С порога можно сказать: о чём вопрос? Ведь это детская фантастическая сказка. Фильм «Приключения Электроника» снят в 1980 году. В нем действует робот, а такого робота в то время даже на Западе не было, не то что в отсталом в компьютерном отношении СССР. Стало быть и обсуждать нечего. В реальности такого робота быть не могло, значит и событий таких быть не могло.
С этим, однако, можно поспорить. Конечно, такого робота-андроида, который показан в фильме, в 70-х годах прошлого века не могло быть ни на Западе, ни в СССР. Однако, если перенести действие этого фильма в наше недалёкое будущее, то возможность существования такого робота уже не будет вызывать резкое неприятие. В самом деле, уже в наше время благодаря развитию микропроцессорных технологий и программным разработкам в сфере т.н. «искусственного интеллекта», роботы могут делать уже многое из того, что еще недавно казалось по силам только человеку.
На видео: Возможности современных роботов уже слегка начинают пугать. Еще немного и они в самом деле будут неотличимы от людей. По крайней мере, по поведению.
А возможности современного грима из мира кино позволят загримировтаь под человека любого робота. Хотя пока что в основном из людей делают не пойми что.
Так что если в техническом плане невозможность существования робота-андрогена в 70-х годах прошлого века очевидна, то в ближайшем будущем такие роботы могут появиться и сама основа сюжета фильма «Приключения Электроника» уже не будет казаться такой уж отвлеченной фантастикой.
Но даже при наличии технических возможностей сделать такого робота, событий, показанных в фильме, быть не могло. Во всяком случае, большинства из них. Судите сами.
Что положено в основу интриги фильма? Не робот, как таковой, а то, что робот Электроник был создан профессором Громовым по фотографии реального мальчишки Сережи Сыроежкина, опубликованной на обложке гипотетического журнала «Старт».
Потом, как известно, Электроник убежал от профессора Громова и случайно столкнулся со своим живым прототипом – Сыроежкиным. Вот в этом-то и заключается, так сказать, отсутствие правды жизни.
По сюжету фильма Сыроежкин сперва удивился необыкновенному сходству робота с собой, а потом по ходу дела выстроил свои с ним отношения таким образом, что робот Электроник стал всюду заменять Сережу. Потому что был похож на него, как две капли воды. Именно это породило страшную путаницу и веселые приключения, в которых люди постоянно путали Электроника и Сыроежкина.
Но вот в этом страшном сходстве все дело. Откуда могло взяться это необыкновенное сходство Электроника и Сыроежкина, граждане-товарищи? Нет, не будем подвергать сомнению таланты профессора Громова и примем как факт, что он смог не только в одиночку дома создать робота, но и придать своему роботу абсолютное сходство с портретом настоящего мальчика. И пусть даже Громов точно угадал с ростом Сыроежкина – хотя по портрету затруднительно узнать рост сфотографированного человека. Но то, что робот Электроник был как две капли воды похож на портрет Сырожекина в журнале вовсе не говорит о том, что Электроник мог быть похож на реального Сыроежкина в жизни.
Сколько лет было Сыроежкину, когда он попал на обложку журнала? Когда Электроник начал заменять Сыроежкина, то в школе они проходили теорему Пифагора Стало быть, это 7 класс, 12-13 лет. Но фото на обложку было сделано раньше, значит Сыроежкину тогда было лет 11-12. А ведь это тот возраст, когда дети быстро растут. Вот, что, например, пишут про съемки фильма: «Во время съёмок дети быстро росли, и приходилось постоянно перешивать им костюмы. Братья Торсуевы дважды сменили школьную форму». То есть сняли одну сцену, через какое-то время, глядь – а дети-актёры уже вытянулись, надо форму менять. Если дети-актёры росли, то должны были расти и их герои. Причем с такой же скоростью.
Кроме того, изменение роста сопровождается также и изменением внешнего вида. Посмотрите на собственные детские фотографии с разницей хотя бы в год – вы увидите изменения. Конечно это не какие-то драматические изменения, но все же заметные. Известен эффект, когда мать встречает сына из пионерлагеря и восклицает: «Как же ты за лето изменился!» И все правильно – за несколько месяцев в этом возрасте ребенок может заметно измениться. Уехал одним, а вернулся подросшим, с явно немного поменявшимися чертами лица. Но ведь в фильме Электроник был настолько похож на Сыроежкина, что не то что в течение месяца, а порой в течение часа они меняли один другого – и никто ничего не замечал. А такого быть никак не могло.
Во-первых, между актом фотографирования и моментом появления на обложке лица Сыроежкина должно было пройти времени минимум пара месяцев. В те времена журналы делали долго (это не современная компьютерная верстка). То есть даже если бы сравнили Сыроежкина на обложке и Сыроежкина в момент выхода журнала из печати – уже была бы заметна разница. Но этого мало. Самое-то главное, что Громов не за один ведь день на основе фотографии на обложке смог сделать лицо для своего робота. Уж по любому несколько месяцев для такой кропотливой работы требовалось. А это значит, что даже если Электроник встретился бы с Сыроежкиным сразу же, как только Громов сделал его, то реальный Сыроедкин уже отличался бы от своего фотопортрета на обложке. В итоге никаких переодеваний и подмен произойти не могло бы – ведь любой человек сразу увидел бы, что Сыроежкин постоянно меняется во внешности, в росте и т.п. Вот поэтому весёлые приключения с постоянными подменами – а вовсе не факт наличия робота – в фильме «Приключения Электроника» не могли иметь место.
Но даже если предположить, что Сыроежкин ни капельки не изменился с момента появления на обложке журнала и вплоть до встречи с Электроником, биология быстро внесла бы свою правку. И уже максимум через год внешне изменившийся Сережа Сыроежкин с грустью смотрел бы на Электроника, который навечно сохранил бы черты лица мальчика с обложки.
И уж совсем грустно делается от мысли, как однажды Электроник приходит в гости к умирающему от старости Сергею Юрьевичу Сыроежкину (имя папы, правда, осталось неизвестным). А под занавес они ещё устраивают веселый розыгрыш – когда робот выдает себя за вдруг помолодевшего старика Сыроежкина. Вот была бы душераздирающая картина. А потом оный же робот – в образе все того же 12-летнего озорного мальчишки – приходит на похороны своего прототипа. И все гости падают в обморок. Вот была бы сцена. Может кто-нибудь снимет фильм по этому сюжету? Хотя, конечно, лучше не надо. Ладно, на этом закончим. А то какой-то фантастический ужастик уже получается.