Транспорт является жизненно важной частью современной жизни. Свобода передвижения на короткие и большие расстояния открывает горизонты для развития личности и профессиональной деятельности, расширяет возможности для досуга и отдыха, а также способствует улучшению контактов и взаимопонимания между людьми. Экономическое развитие целых регионов зависит от легкого доступа к людям и товарам, обеспечиваемого современными транспортными технологиями.
Благодаря своей гибкости автомобильный транспорт является одним из основных видов транспорта, и во многих обществах автомобили являются предметом желания и гордости.
К сожалению, эти положительные аспекты тесно связаны с опасностями для окружающей среды и здоровья человека, создаваемыми транспортом, в частности автомобилями.
Одной из главных проблем является негативное воздействие на здоровье людей загрязнения воздуха, вызываемого транспортом. Исследования последних десятилетий неизменно показывают, что загрязнение наружного воздуха наносит вред здоровью. Имеющиеся данные указывают на загрязнение воздуха в результате деятельности транспорта в качестве важного фактора. Нынешняя тенденция к увеличению объема перевозок, и связанный с этим риск причинения вреда качеству воздуха и здоровью угрожают политической цели многих стран.
Множество загрязнителей воздуха различной токсичности поступает от автомобильного транспорта. Эти загрязнители образуются в выхлопных трубах транспортных средств и из других компонентов транспортного средства (таких как тормозные колодки и накладки сцепления, шины и топливные баки), а также в результате износа и обработки дорожного полотна.
Дорожное движение можно отнести к числу наиболее важных источников некоторых загрязнителей, вызывающих серьезную озабоченность, таких как оксиды азота, бензол и моноксид углерода. До недавнего времени этилированный бензин был важным фактором, способствовавшим тому, что население подвергалось воздействию свинца. В последнее время большое внимание привлекли выбросы твердых частиц (ТЧ), главным образом из-за эпидемиологических данных, которые указывают на то, что они представляют собой серьезный риск для здоровья человека.
Кроме уже упомянутых источников загрязнения, ТЧ также образуется в атмосфере в качестве вторичного загрязнителя из газов, таких как оксиды азота, диоксид серы и летучие органические соединения (ЛОС). В результате атмосферных реакций с оксидами азота и ЛОС образуется тропосферный озон - хорошо известный загрязнитель воздуха.
Смесь загрязнения воздуха варьируется во времени и пространстве в зависимости от нескольких характеристик, таких как близость к дорогам, состав автопарка, структура движения и наличие других источников вреда. Характер влияния на население зависит как от уровня загрязнения, так и от деятельности населения. Как краткосрочная, так и долгосрочная средняя подверженность воздействию, наряду с индивидуальной чувствительностью, приводит к неблагоприятным последствиям для здоровья, которые могут возникнуть сразу же или через несколько лет.
Для понимания сложной цепочки событий - от спроса на транспорт и транспортной деятельности до выбросов, качества окружающего воздуха, воздействия - необходима информация по целому ряду научных дисциплин, зачастую включающая исследования сложных взаимосвязей.
Лица, ответственные за принятие решений и управление рисками, часто задаются вопросом: какова значимость различных компонентов загрязнения, выбрасываемого транспортом и оказывающего неблагоприятное воздействие на здоровье людей? Выявление таких компонентов поможет риск-менеджерам сконцентрировать свои усилия и позволит более эффективно снижать негативное воздействие на здоровье. Исключение свинца из бензина является одним из примеров такого подхода. Это привело к значительному снижению воздействия свинца и его вредного воздействия на нервно-поведенческое развитие детей.
Снижение риска, также требует знания важности краткосрочного воздействия высоких уровней загрязнения (которое часто наблюдается при интенсивном движении транспорта) в отличие от рисков долгосрочного воздействия низких уровней (с которыми могут сталкиваться большие группы населения). Различные меры по снижению риска могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Например, сокращение выбросов углекислого газа за счет увеличения доли дизельных автомобилей, может привести к увеличению выбросов ТЧ. Поэтому научные данные должны играть все более важную роль в принятии решений по развитию транспорта и в оценке его выгод и издержек для общества.
Как утверждается Общеевропейской программой по транспорту, здравоохранению и окружающей среде (ОПТОСОЗ), интеграция экологических и медицинских аспектов в политику и решения по транспорту должна быть одним из принципов принятия соответствующих решений.
Предварительные оценки показывают, что ежегодно от болезней, связанных с загрязнением воздуха автомобильным транспортом, страдают десятки тысяч человек. Последствия варьируются от кратковременного обострения респираторных симптомов до сокращения ожидаемой продолжительности жизни на год и более. Эти оценки четко указывают на необходимость обоснования интенсивных действий по сокращению загрязнения воздуха, связанного с транспортом.