Введение.
Гештальт-терапия направлена на самопознание, принятие и рост путем погружения в текущее существование, согласования контакта, осознания и экспериментов с тем, что происходит на самом деле в данный момент.
Терапия фокусируется на том, что здесь и сейчас, а не на том, что должно быть, может быть или было.
Ориентируясь на потребности, желания, цели и ценности человека, мы можем понять, на чем он ориентирован в настоящее время.
В гештальт-терапии особое внимание уделяется таким понятиям, как контакт, сознательное осознание и экспериментирование. Каждая концепция описывается ниже:
- контакт означает быть на связи с тем, что появляется здесь и сейчас, время от времени;
- сознательное осознание - это концентрация внимания на том, с чем человек соприкасается в ситуациях, требующих такого внимания;
- осведомленность или сосредоточенное внимание необходимы в ситуациях, требующих более высоких контактных возможностей, сложных или конфликтных ситуациях и ситуациях, когда привычный образ мышления и действий не работает и не учится на собственном опыте.
Например, в ситуации, которая вызывает онемение, можно сосредоточиться на опыте онемения, и может возникнуть когнитивная ясность.
Экспериментаторство - это акт попытки осознания чего-то нового для того, чтобы улучшить понимание. Эксперимент может привести к усилению эмоций или к реализации того, что осталось вне сознания.
Эксперименты, пробуя что-то новое, являются альтернативой чисто вербальным методам психоанализа и методам поведенческого контроля поведенческой терапии.
Испытание чего-то нового, без приверженности либо статус-кво, либо принятию новой модели, может способствовать росту организма.
Например, пациенты часто повторяют истории несчастных случаев, не давая никаких свидетельств того, что они достигли большей ясности или облегчения. В этой ситуации гештальт-терапевт может посоветовать, чтобы пациент выразил свое отношение непосредственно к соответствующему лицу (лично или с помощью ролевой игры).
Это часто приводит к облегчению состояния пациента и появлению других чувств, таких как печаль или признательность. Контакт, осведомленность и эксперименты имеют техническое значение, но эти термины также используются в разговорной форме. Гештальт-терапевт совершенствует свою практику, зная технические определения.
Однако, для этой вводной части я попытаюсь использовать разговорную форму этих терминов.
Гештальт-терапия начинается с того, что терапевт вступает в контакт с пациентом, узнавая, что испытывает и чем занимается пациент. Терапевт помогает пациенту сосредоточиться и уточнить, с чем он или она вступает в контакт, а также углубляет исследования, помогая пациенту сосредоточиться на осознании происходящего.
Процесс информирования.
Гештальт-терапия фокусируется на процессах осознания, иными словами, на непрерывности потока сознания.
Люди структурировали процессы осознания, которые становятся очагами работы терапевта.
Такой фокус позволяет пациенту понять, что он думает, чувствует и решает в данный момент, и как он или она это делает. Это включает в себя уделение особого внимания тому, что не доходит до сознания.
Тщательное внимание к последовательности непрерывного процесса осознания и наблюдения за невербальным поведением пациента может помочь пациенту распознать прерывание контакта и узнать о том, что было скрыто от него.
Например, когда Джилл начинает выглядеть грустной, она не сообщает о том, что чувствует грусть, а сразу же переходит к гневу. Гнев не может прекратиться до тех пор, пока он блокирует печаль и уязвимость Джилл. В этой ситуации Джиллл может не только осознать свою печаль, но и приобрести навыки самоконтроля, узнав о своих склонностях блокировать ее печаль.
Вторая ступень осознания (как она прерывает осознание своей печали) называется осознанием процесса осознания.
Осведомленность об осведомленности может усилиться, помогая пациенту получить большое количество информации о себе и уточнить запутанные процессы, повышая точность восприятия и открывая ранее заблокированную эмоциональную энергию.
Джиллл почувствовала себя заблокированной защитной реакцией любовника на ее гнев. Когда она поняла, что действительно чувствует боль и печаль, а не только злость, она может выразить свою уязвимость, боль и печаль. Ее любовник был гораздо более восприимчив к этому. В дальнейшей работе Джилл поняла, что блокирование ее печали является результатом того, что ее семья опозорила ее, когда, будучи ребенком, она выразила обидные чувства.
Гештальт-терапевт фокусируется на сознании пациента и контактных процессах в отношении уважения, сострадания и приверженности к достоверности субъективной реальности пациента. Терапевт моделирует этот процесс, раскрывая свою собственную осведомленность и опыт. В терапевтических отношениях терапевт присутствует как можно более взаимовыгодно и берет на себя ответственность за собственное поведение и чувства.
Таким образом, терапевт может быть активным и давать рекомендации, но также может полностью принять пациента в соответствии с парадоксальной теорией изменений.
Другие системы.
В течение десятилетий, вплоть до 1970-х годов включительно, казалось, что сравнивать гештальт-терапию с другими системами было просто.
Существовало три основные системы:
- классический психоанализ Фрейда;
- поведенческая терапия;
- экзистенциальная и гуманистическая терапия.
В 1960-х годах гештальт-терапия стала наиболее заметной из гуманистических экзистенциальных терапий и заметной альтернативой психоанализу и изменению поведения.
Тем не менее, теоретические границы, поддерживающие различные терапевтические школы, стали менее различимыми за последующие десятилетия.
Классический фрейдистский психоанализ и гештальт-терапия.
В основе психоанализа Фрейда лежала вера в центральную роль основных биологических стимулов и в создание относительно постоянных структур, созданных неизбежным конфликтом между этими основными стимулами и социальными требованиями - как законными, так и вытекающими из родительского и общественного невроза.
Считается, что все человеческое развитие, поведение, мышление и чувства определяются этими бессознательными биологическими и социальными конфликтами.
Заявления пациентов об их чувствах, мыслях, убеждениях и желаниях не считались достоверными, поскольку предполагалось, что они скрывают более глубокие мотивы, вытекающие из бессознательного состояния.
Бессознательное состояние представляло собой структуру, к которой пациент не имел прямого доступа, по крайней мере до завершения анализа.
Тем не менее, бессознательное проявилось в неврозе переноса, и через интерпретацию аналитиком переноса, "истина" была обнаружена и понята.
Конец второй части. Психоанализ проводился по простой парадигме.
В завершение данной статьи отмечу, что психоанализ проводился через свободные ассоциации (беседы без цензуры и фокусировки), в которых пациент предоставлял данные для психоаналитического лечения.
Эти данные интерпретировались аналитиком в соответствии с конкретной версией теории, которую он поддерживал. Аналитик не предоставлял никаких подробностей о своей собственной жизни или личности. Предполагалось, что он или она должны были быть полностью объективными, избегая всех эмоциональных реакций.
У аналитика было два фундаментальных правила: правило воздержания (не удовлетворяющее желания пациента) и правило нейтральности (не имеющее предпочтений в конфликте интересов пациента).
Любое отклонение со стороны аналитика было расценено как контрперенос.
Любая попытка пациента узнать что-либо об аналитике интерпретировалась как сопротивление, и любые идеи об аналитике считались проекцией из бессознательного состояния пациента.
Продолжение в другой статье, а это ссылка на предыдущую, чтобы понять, с чего я начал описывать терапию: https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/chto-takoe-geshtaltterapiia-celostnaia-lichnost-ili-jizn-po-chastiam-5dc807b208ffd321245bf332