Введение.
Гештальт-терапия была основана Фредериком Фрицем Перлсом и его сотрудниками Лорой Перлс и Полом Гудманом.
Они синтезировали различные культурные и интеллектуальные течения 1940-х и 1950-х годов в новый гештальт (с немец., образ), который представлял собой сложную клиническую и теоретическую альтернативу двум другим основным теориям своего времени: бихевиоризму и классическому психоанализу.
Гештальт-терапия появилась как пересмотр психоанализа и быстро развивалась как полностью независимая, интегрированная система .
Поскольку гештальт-терапия является эмпирическим и гуманистическим подходом, она работает с сознанием и навыками осведомленности пациентов, а не использует классическую психоаналитическую опору на интерпретацию бессознательного аналитика.
Кроме того, в гештальт-терапии терапевт активно и лично работает с пациентом, а не способствует переносу, оставаясь в аналитической роли нейтралитета.
В теории гештальт-терапии постмодернистская теория поля, основанная на процессах, заменила механистическую, упрощенную ньютоновскую систему классического психоанализа.
Гештальт-терапевт использует активные методы, которые развивают не только сознание пациентов, но и их репертуар знаний и поведенческих инструментов.
Активные методы и активное личное участие гештальтотерапии используются для повышения осведомленности, свободы и самонаправленности пациента, а не для ориентации пациента к заранее поставленным целям, как в поведенческой терапии и группах знакомств.
Система гештальт-терапии является по-настоящему интегрирующей и включает в себя компоненты, такие как:
- аффективные;
- сенсорные;
- когнитивные;
- межличностные;
- поведенческие.
В гештальт-терапии терапевты и пациенты поощряются к творчеству в проведении просветительской работы. В гештальт-терапии не существует предписанных или запрещенных методов.
Основные понятия.
Холизм и теория поля.
Большинство гуманистических теорий личности являются целостными. Холизм утверждает, что человек по своей природе является саморегулирующимся, что он ориентирован на рост и что люди и их симптомы не могут быть поняты отдельно от окружающей их среды.
Холизм и теория поля взаимосвязаны в теории гештальта.
Теория поля - это способ понять, как контекст человека влияет на его опыт. Теория поля, элегантно описанная теорией относительности Эйнштейна, представляет собой теорию о природе реальности и нашем отношении к реальности.
Это одна из первых попыток сформулировать контекстуалистическое видение реальности (Philippson, 2001).
Теория поля, зародившаяся в науке, была одним из первых вкладов в современную постмодернистскую чувствительность, которая сегодня влияет почти на все психологические теории.
Школы мысли, в которых акцент делается на зависимости от контекста, опираются на работу Эйнштейна и других теоретиков в этой области.
Сочетание теории поля, холизма и гештальт-психологии образует фундамент для теории личности гештальтов (образов).
Поля обладают определенными свойствами, которые приводят к конкретной контекстуальной теории. Как и все контекстуальные теории, под областью понимается область, состоящая из взаимозависимых элементов.
Но есть и другие свойства.
Во-первых, считается, что переменные, способствующие формированию поведения и опыта человека, присутствуют в данной области, и поэтому люди не могут быть поняты без понимания той области или контекста, в которых они живут.
Жизненная история пациента не может рассказать вам, что на самом деле произошло в его прошлом, но она может рассказать вам о том, как пациент переживает свою историю здесь и сейчас.
Эта интерпретация истории болезни в определенной степени зависит от текущих полевых условий пациента.
Событие, произошедшее три года назад, не входит в текущую сферу и поэтому не может повлиять на опыт.
То, что формирует опыт, это то, как человек хранит память о событии, а также тот факт, что событие три года назад изменило то, как он может организовать свое восприятие в этой области.
Другое свойство этой области заключается в том, что организация собственного опыта происходит здесь и сейчас и является постоянной и может изменяться в зависимости от полевых условий.
Еще одно свойство заключается в том, что никто не может превзойти нахождение в поле, поэтому все атрибуты о природе реальности относятся к положению субъекта в поле.
Вывод из первой части.
Теория поля отвергает веру в то, что любой человек, включая терапевта, может иметь объективное представление о реальности.
Парадоксальная теория изменений является сердцем философии гештальт-терапии (Beisser, 1970).
Парадокс заключается в том, что чем больше человек пытается стать тем, кем он не является, тем больше он остается тем же.
Здоровье - это в основном вопрос целостности, и исцеление происходит тогда, когда человек становится единым целым.
Чем больше человек пытается заставить себя войти в форму, которая не подходит, тем больше он разделен на части, а не создает целую личность.
Органическая саморегуляция требует знания и владения, т.е., определения того, что чувствуешь эмоционально, наблюдаешь, нуждаешься или хочешь и веришь.
Истинный рост начинается с осознанного осознания того, что происходит в современном мире, в том числе того, как человек на него влияет и как он влияет на других.
Человек движется к целостности, отождествляясь с текущим опытом, находясь в контакте с тем, что происходит на самом деле, выявляя и доверяяя тому, что он действительно чувствует и чего хочет, и будучи честным с собой и другими о том, что он действительно может и хочет делать или не хочет делать.
Когда человек знает и чувствует себя здесь и сейчас, включая возможности перемен, он может полностью присутствовать, принимать или изменять то, что не удовлетворяет.
Жить в прошлом, беспокоиться о будущем и/или цепляться за иллюзии того, кем человек может быть или испытывать непосредственный эмоциональный рост, это то, что человек может делать, и, следовательно, то какой личностью он может стать.
Продолжение следует...