Найти тему

Судьба самолёта: последнее пристанище Ту-154 RA-85330

Крупнейшая авиакомпания Северного Кавказа - "Кавминводыавиа" - прекратила свою деятельность осенью 2011 года. Изначально планировалось, что перевозчик вольётся в состав новой государственной авиакомпании "Росавиа", но этого так и не произошло. В итоге сертификат перевозчика был аннулирован и "Кавминводыавиа" пополнили список российских авиакомпаний, закрытых в начале 2010-х годов.

Примечание. Это архивный пост. Фотографии, представленные в посте были сделаны летом 2014 года.

Всё, что осталось от "Кавминводыавиа" - парк из восьми самолётов отечественного производства со средним возрастом в 20 лет. Судьба их была незавидной. Больше всех повезло двум Ту-204 с бортовыми номерами RA-64016 и RA-64022 - их готовили к передаче в Red Wings, однако что-то пошло не так и с 2012 года оба лайнера находятся на хранении в Жуковском.

А вот Ту-154 почти сразу пошли под нож. Все принадлежавшие авиакомпании самолёты были порезаны до 2015 года, кроме RA-85457. Этот борт оставили в аэропорту для тренировок пожарных и теперь его можно увидеть при рулении на ВПП 12.

Борт RA-85457, носящий имя "Ставрополье". На переднем плане пожарная автоцистерна АЦ-6 на базе КамАЗ-43118.
Борт RA-85457, носящий имя "Ставрополье". На переднем плане пожарная автоцистерна АЦ-6 на базе КамАЗ-43118.

Однако помимо борта 85457 сохранился ещё один Ту-154 в ливрее "Кавминводыавиа". Это самолёт с номером RA-85330, установленный возле центра подготовки бортпроводников в аэропорту Минеральных Вод.

Ту-154 RA-85330 был выпущен в 1979 году и с завода поступил в бакинский авиаотряд Азербайджанского управления гражданской авиации. В том же году лайнер попал в фильм "Экипаж" Александра Митты - его можно увидеть заходящим на посадку в начальных титрах фильма (1:32, если кому интересно).

-2

Спустя 5 лет лайнер перевели в минераловодский авиаотряд Северо-Кавказского УГА, где он летал до распада советского "Аэрофлота". После этот Ту-154 вошёл в состав флота "Кавминводыавиа", ставшей преемницей минераловодского авиаотряда. Судя по снимкам на Flickr, ливрею "Кавминводыавиа" самолёт получил не сразу и как минимум до 1997 года летал в старой ливрее "Аэрофлота".

-3

В 2003 году самолёт был списан и спустя год установлен в ангаре на территории аэропорта. Чтобы уместить самолёт под навесом - пришлось отсоединить горизонтальное оперение и частично консоли крыльев. Впрочем, на подготовке будущих бортпроводников это не сказалось.

-4

Попасть у самолёту что называется "с улицы" нельзя. Борт находится на закрытой территории аэропорта, попасть на которую можно только по пропускам. Мне повезло - в 2014 году я делал материал о работе минераловодского аэропорта и в центре подготовки оказался почти случайно: нам мимолётом предложили заглянуть туда уже после окончания основной экскурсии по территории аэропорта.

Салон Ту-154 ожидаемо был закрыт, но нам разрешили подняться внутрь, первым делом проводив в кабину пилотов. Так я в первый раз оказался в кабине легендарного "полтинника".

                                          Кабину, к счастью, оставили нетронутой.
Кабину, к счастью, оставили нетронутой.
Рабочее место бортинженера. Только оказавшись в кабине Ту-154 я понял, насколько большую роль выполнял во время полёта этот член экипажа.
Рабочее место бортинженера. Только оказавшись в кабине Ту-154 я понял, насколько большую роль выполнял во время полёта этот член экипажа.
Рабочие места пилотов. Авиагоризонт навсегда замер на отметке между -15 и -20 градусами.
Рабочие места пилотов. Авиагоризонт навсегда замер на отметке между -15 и -20 градусами.
                             Пассажирский салон тоже претерпел минимум изменений.
Пассажирский салон тоже претерпел минимум изменений.
                                     Разве что чехлов на некоторых креслах нет.
Разве что чехлов на некоторых креслах нет.

По состоянию на 2019 год Ту-154 RA-85330 продолжает находиться на прежнем месте. Надеюсь когда-нибудь у меня получится вновь его увидеть и более подробно отснять для истории.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.