Настало время обсудить плюсы и минусы систем охлаждения двигателей мотоциклов.
Если углубиться в историю мотоциклов, то первый был "воздушник". Оно понятно, работает, едет, не требует дорогих компонентов из цветных металлов. Но начну лучше с "водяного" охлаждения, т.к. оно применяется в подавляющем большинстве марок мотоциклов. Под "водой" подразумевается охлаждающая жидкость отличная от моторного масла.
Водяное охлаждение.
Принцип тот же, что и у автомобильных ДВС: насос (он же помпа) часто внутри или очень редко снаружи мотора, патрубки, системы каналов под рабочую жидкость в самом моторе, радиатор (теплообменник), распределительный кран (термостат), который открывает и закрывает "большой круг" (через радиатор) при достижении двигателем рабочей температуры (как правило 60-100 градусов). А так же датчики температуры, вентилятор и т.д.
Такие ДВС на "водяном" охлаждении бывают разных типов как по расположению цилиндров так и по их количеству. Например, Honda Goldwing имеет оппозитную 6-ку, большинство спортивных мотоциклов — рядную 4-ку, 2-ку, а еще есть V-образные двигатели с "водяным" охлаждением и одноцилиндровые.
Воздушное охлаждение.
Многим сразу вспоминается советский ИЖ или УРАЛ. Мне на память сразу приходит круизер от Yamaha.
Двигатели с воздушным охлаждением названы так не совсем правильно, т.к. охлаждение цилиндров происходит не просто воздухом, но и циркулирующим по масляным каналам маслом. Но об этом позже.
Многие подумают, что "водянка" — супер-технологична, а воздушники — пережитки прошлого, но тут можно возразить. Они производятся до сих пор. Такие крупные гиганты как Yamaha, HD до сих пор делают шикарные мотоциклы с воздушным охлаждением. Они не устарели, а являются очень технологичными и простыми моторами.
Воздушники на память приходят только типа V-Twin и одноцилиндровые (именно мотоциклы, про мопеды потом как-нибудь).
Воздушно-масляное охлаждение.
Не отличается от "обычного" воздушного практически ни чем, разве что, более скромными ребрами охлаждения на самом ДВС и наличием дополнительного теплообменника в виде масляного радиатора, который может быть как с активным продувом (с вентилятором) так и без него. Т.к. масло очень хорошо отдает тепло, имеет высокую температуру закипания с небольшим тепловым расширением, радиаторы используются небольшие.
Тут уже встречаются рядные 4-ки от Kawasaki, например ZR-6 с весьма удачной компоновкой двигателя и несравненным удобством обслуживания, также Suzuki VS-1400 с их V-Twin объемом в 1400 куб. см.
Давайте теперь сравним.
Начнем с "водяного" охлаждения. Почему не с "жидкостного" - потому, что масло, это тоже жидкость, и термин "водяное" звучит корректнее:
- Можно стоять в пробках. При исправной системе активного обдува не закипает.
- Хорошая теплоемкость. После непродолжительной стоянки не нужно прогревать двигатель, достаточно несколько секунд и можно ехать.
- Как правило, есть указатель температуры (для тех кто переживает о своей технике).
- Можно ехать "в натяг" длительное время.
- Сам двигатель работает тихо.
- Легко перегревается при неисправной системе активного обдува (вентилятора или теплового реле).
- Дополнительный подвижный механизм в моторе — помпа, выход из строя которой станет фатальным.
- При перегреве мотора, возможен гидроудар из за прорыва охлаждающей жидкости и ее пара в цилиндр.
- Требуется постоянный контроль за датчиками, регулярная замена охлаждающей жидкости.
Объединю воздушно-масляное и воздушное охлаждение в одно, т.к. это практически похожие системы:
- Нельзя стоять в пробках, хотя современный "воздушник" поджарить почти невозможно, я бы не рекомендовал стоять в жару с заведенным мотором в пробке без ветра.
- Нет ни каких жидкостей кроме масла, нет доп. оборудования (помпы, термостата, огромного радиатора, вентилятора, реле, датчиков).
- Нельзя ехать "в натяг" очень долго без должного обдува цилиндров (на низкой скорости).
- Мощность не страдает, это суеверия, т.к. современные воздушники так спроектированы что могут работать в адских условиях и сохранять свои характеристики.
- Как правило, нет датчика температуры, но есть инструкция в которой написано как надо ездить.
- Низкая теплоемкость, быстро остывает двигатель, необходимо прогревать до 60-90 градусов перед поездкой.
- Шумные моторы, порой это пугает некоторых потенциальных клиентов и они выбирают "водянку".
Выводов здесь не будет, т.к. "на вкус и цвет фломастеры разные" и тут уже помочь с выбором сложно. В каждой конструкции есть много плюсов и свои минусы.
Лично для себя я выделил главный минус "водянки" - реле вентилятора. Из-за детали ценой в 300 руб., я чуть не угробил мотор ценой в 50 000 руб. на вторичке. А "воздушник" в глухих пробках просто глушу или съезжаю на обочину.
Выбирайте мотоцикл по посадке и комфорту управления, остальное уже сделали инженеры.