4 подписчика

Система охлаждения двигателя мотоцикла. Воздух, масло и вода.

1,6K прочитали

Настало время обсудить плюсы и минусы систем охлаждения двигателей мотоциклов.

Если углубиться в историю мотоциклов, то первый был "воздушник". Оно понятно, работает, едет, не требует дорогих компонентов из цветных металлов. Но начну лучше с "водяного" охлаждения, т.к. оно применяется в подавляющем большинстве марок мотоциклов. Под "водой" подразумевается охлаждающая жидкость отличная от моторного масла.

https://www.moto24.ro/images/eshop/products/list/ktm--ventilator-4t-08-13_f5edca.jpg
https://www.moto24.ro/images/eshop/products/list/ktm--ventilator-4t-08-13_f5edca.jpg

Водяное охлаждение.

Принцип тот же, что и у автомобильных ДВС: насос (он же помпа) часто внутри или очень редко снаружи мотора, патрубки, системы каналов под рабочую жидкость в самом моторе, радиатор (теплообменник), распределительный кран (термостат), который открывает и закрывает "большой круг" (через радиатор) при достижении двигателем рабочей температуры (как правило 60-100 градусов). А так же датчики температуры, вентилятор и т.д.

Такие ДВС на "водяном" охлаждении бывают разных типов как по расположению цилиндров так и по их количеству. Например, Honda Goldwing имеет оппозитную 6-ку, большинство спортивных мотоциклов — рядную 4-ку, 2-ку, а еще есть V-образные двигатели с "водяным" охлаждением и одноцилиндровые.

Воздушное охлаждение.

Многим сразу вспоминается советский ИЖ или УРАЛ. Мне на память сразу приходит круизер от Yamaha.

Двигатели с воздушным охлаждением названы так не совсем правильно, т.к. охлаждение цилиндров происходит не просто воздухом, но и циркулирующим по масляным каналам маслом. Но об этом позже.

Многие подумают, что "водянка" — супер-технологична, а воздушники — пережитки прошлого, но тут можно возразить. Они производятся до сих пор. Такие крупные гиганты как Yamaha, HD до сих пор делают шикарные мотоциклы с воздушным охлаждением. Они не устарели, а являются очень технологичными и простыми моторами.

Воздушники на память приходят только типа V-Twin и одноцилиндровые (именно мотоциклы, про мопеды потом как-нибудь).

Воздушно-масляное охлаждение.

Не отличается от "обычного" воздушного практически ни чем, разве что, более скромными ребрами охлаждения на самом ДВС и наличием дополнительного теплообменника в виде масляного радиатора, который может быть как с активным продувом (с вентилятором) так и без него. Т.к. масло очень хорошо отдает тепло, имеет высокую температуру закипания с небольшим тепловым расширением, радиаторы используются небольшие.

Тут уже встречаются рядные 4-ки от Kawasaki, например ZR-6 с весьма удачной компоновкой двигателя и несравненным удобством обслуживания, также Suzuki VS-1400 с их V-Twin объемом в 1400 куб. см.

Давайте теперь сравним.

Начнем с "водяного" охлаждения. Почему не с "жидкостного" - потому, что масло, это тоже жидкость, и термин "водяное" звучит корректнее:

  1. Можно стоять в пробках. При исправной системе активного обдува не закипает.
  2. Хорошая теплоемкость. После непродолжительной стоянки не нужно прогревать двигатель, достаточно несколько секунд и можно ехать.
  3. Как правило, есть указатель температуры (для тех кто переживает о своей технике).
  4. Можно ехать "в натяг" длительное время.
  5. Сам двигатель работает тихо.
  6. Легко перегревается при неисправной системе активного обдува (вентилятора или теплового реле).
  7. Дополнительный подвижный механизм в моторе — помпа, выход из строя которой станет фатальным.
  8. При перегреве мотора, возможен гидроудар из за прорыва охлаждающей жидкости и ее пара в цилиндр.
  9. Требуется постоянный контроль за датчиками, регулярная замена охлаждающей жидкости.

Объединю воздушно-масляное и воздушное охлаждение в одно, т.к. это практически похожие системы:

  1. Нельзя стоять в пробках, хотя современный "воздушник" поджарить почти невозможно, я бы не рекомендовал стоять в жару с заведенным мотором в пробке без ветра.
  2. Нет ни каких жидкостей кроме масла, нет доп. оборудования (помпы, термостата, огромного радиатора, вентилятора, реле, датчиков).
  3. Нельзя ехать "в натяг" очень долго без должного обдува цилиндров (на низкой скорости).
  4. Мощность не страдает, это суеверия, т.к. современные воздушники так спроектированы что могут работать в адских условиях и сохранять свои характеристики.
  5. Как правило, нет датчика температуры, но есть инструкция в которой написано как надо ездить.
  6. Низкая теплоемкость, быстро остывает двигатель, необходимо прогревать до 60-90 градусов перед поездкой.
  7. Шумные моторы, порой это пугает некоторых потенциальных клиентов и они выбирают "водянку".
https://i.ebayimg.com/00/s/MTYwMFgxNjAw/z/UhkAAOSwVZBdNh4b/$_20.JPG
https://i.ebayimg.com/00/s/MTYwMFgxNjAw/z/UhkAAOSwVZBdNh4b/$_20.JPG

Выводов здесь не будет, т.к. "на вкус и цвет фломастеры разные" и тут уже помочь с выбором сложно. В каждой конструкции есть много плюсов и свои минусы.

Лично для себя я выделил главный минус "водянки" - реле вентилятора. Из-за детали ценой в 300 руб., я чуть не угробил мотор ценой в 50 000 руб. на вторичке. А "воздушник" в глухих пробках просто глушу или съезжаю на обочину.

Выбирайте мотоцикл по посадке и комфорту управления, остальное уже сделали инженеры.