Совсем скоро автовладельцев настигнет зимний сезон. Большинство водителей думают об автомобилях с приводом 4 × 4 в условиях худшего сцепления. Но все ли имеют в виду одно и то же, говоря о полном приводе? Является ли термин 4WD таким же, как AWD? Большинство людей относятся к этим маркировкам взаимозаменяемо. Однако разница в подходе к приводу на обеих осях очень большая.
Привод 4WD (4 × 4)
Привод 4x4 будет легче распознать по тому факту, что в автомобилях с механизмом такого типа в салоне установлена дополнительная кнопка (или рычаг). Посредством которого водитель может прикрепить привод не осевой оси. Это человек, а не компьютер, который решает, когда он хочет использовать полный привод. Такое решение чаще всего встречается на внедорожниках. Привод основан на центральном дифференциале, который равномерно распределяет крутящий момент по обеим осям. Типичный внедорожный кроссовер с прикрепленным приводом на обеих осях не может двигаться с более высокой скоростью на твердой поверхности. Это связано с тем, что на асфальте передняя и задняя оси имеют разные скорости, что предотвращает движение, и одну из осей следует отключить.
Проще всего запомнить, что типичный формат 4 × 4 - это либо 100% крутящий момент на задних колесах, либо 50-процентное разделение между передней и задней осями.
Полный привод
Более сложный вопрос - в случае полного привода. AWD характеризуется тем, что полный привод передается постоянно. Загвоздка в другом - соотношении мощности. Чаще всего это 90% на передней и 10% на задней оси. Если передняя ось проскальзывает, автомобиль автоматически передает больше мощности на заднюю ось.
Водитель не может вмешиваться в процесс распределения мощности. Крутящий момент передается на колеса через муфту, соединяющую обе оси. Именно подход к теме сцепления и распределения мощности отличает отдельных производителей друг от друга.
Наиболее часто используемые решения: Вязкая муфта, Электромеханическая муфта, Электромагнитная муфта, Haldex, Torsen.
Краткие характеристики:
Вязкая муфта - самая простая конструкция, состоит из многодисковой вязкой муфты, заполненной густым силиконовым маслом. Проскальзывание колес на одной из осей приводит к тому, что пластины, работающие в масле, начинают соединяться и переносить привод на другую ось. Мощность передается только тогда, когда разница в скорости между передней и задней осями велика.
Электромеханическая муфта - это решение более устойчиво к нагрузкам, чем вязкая муфта. Электронные датчики определяют, с какой силой сцепление будет затягиваться, и какой крутящий момент будет поступать на каждую ось. Максимум 50 из 50. Диски сцепления зажимаются электродвигателем.
Электромагнитная муфта - принцип двойственности для электромеханической муфты, но вместо электромотора это электромагнит.
Haldex - гораздо более сложный механизм. В дополнение к многодисковой муфте используется обширная гидравлическая система. Гидравлика автоматически соединяет диски сцепления, что приводит к передаче большей мощности на ось, которая имеет тягу. Последние поколения Haldex могут временно передавать до 90% крутящего момента на заднюю ось.
Torsen - это сокращение первых терминов от двух английских слов: крутящий момент и зондирование. Решение основано на передаче с 3 парами червячных передач, которые автоматически распределяют крутящий момент между осями. Во время обычного движения коэффициент распределения мощности составляет 50/50, но во время скольжения механизм может передавать тягу на ось 90% крутящего момента. Этот механизм используется в таких культовых автомобилях, как Audi и Subaru.
Самый простой способ запомнить это то, что AWD - это постоянный привод обеих осей, но механизм или компьютер решает вопрос о распределении момента. Водитель не может вмешиваться в то, как мощность будет разделена на отдельные оси.
А насколько вы считаете себя экспертом в области распознавания вариантов полного привода? Сталкивались ли вы с проблемой в том, чтобы понять в чем разница? Дайте нам знать в комментариях ниже.