Рейс Рига-Москва авиакомпании Победа, в полёте 1 час 20 минут. Стоимость билета: 2 645 рублей, покупка за 2 дня до вылета.
1 199 рублей я доплатила за место 002F (это, несмотря на цифру 2, место в первом ряду, перед ним кресел нет, и первого ряда в боингах 737-800 у Победы справа нет, только слева), больше никаких дополнительных услуг не оплачивала.
Я летела без вещей вообще (в руках был только пакет с шоколадом и шпротами из рижского дьюти-фри).
Общее впечатление - сервис соответствует цене (т.е. никакого сервиса, ноль положительных эмоций от полёта, а вот цена очень низкая - вне конкуренции). Вывод - либо низкая цена, либо комфорт. У Победы это низкая цена.
А теперь в деталях:
1. Вылет из аэропорта Риги по расписанию в 20:50. По правилам самой же Победы регистрация открывается онлайн за сутки. Однако ни в 20:50, ни в 21:50 предыдущего дня сайт зарегистрироваться не давал - опции регистрации просто не было. Эта опция появилась только около 23-х часов (оставалось намного меньше до вылета, чем сутки).
2. Сайт функционировал из рук вон плохо - постоянно зависала страница, добиралась до регистрации я минут 15. Это первая а/к на моей памяти, у которой такой неважно работающий сайт.
3. Посадочный талон я скачала на мобильный телефон. Были сомнения - распечатывать или нет, однозначного требования приносить бумажный посадочный на сайте Победы я не нашла, поэтому решила не распечатывать. Забегая вперёд - всё нормально, в аэропорту Риги я проходила везде по штрихкоду с экрана телефона, никто и слова не сказал.
4. В аэропорт Риги я приехала за 3 часа до вылета. Это оказалось чрезмерной предосторожностью, т.к. часа 2 пришлось просто сидеть на кресле и ждать.
5. В 19:00 у выхода на посадку C14 (C - это зона за паспортным контролем, магазины и кафе есть) началось какое-то движение. Поставили калибратор ("измеритель багажа") с логотипом Победы, а также информационный стенд о том, в какую дверь самолёта какие пассажиры заходят. Если у вас 1-16 ряд, вы идёте в первую, а если 17-й и далее - то в последнюю.
6. Пассажиры стали собираться у этого выхода. Меня удивило, что у многих были явно недопустимые габариты ручной клади. Да - так и вышло. Мужчина с коробкой, замотанной скотчем, например стал громко и яростно возмущаться и требовал (цитата) "спилить бортики у этого ... калибратора", потому что его коробка не влезала туда целиком.
Около получаса были от лёгких до сильных споры и выяснения, кому что можно. Это меня удивило - казалось бы, если купили билет на Победу, выполняйте её правила, написаны же они везде, где только можно. Неужели нельзя заранее измерить свою ручную кладь?
7. Выходы C14 и C16 огородили заграждениями (лишив прошедших туда пассажиров выходить в туалет, например) - и если у вас отсканировали посадочный, то до самой посадки вы вынуждены сидеть (стоять) в этом небольшом пространстве. Люди приходили и приходили, сотрудники аэропорта стали кричать "проходите дальше", но места в этом загончике уже особо и не было.
8. В 20:14 подъехал к зданию аэропорта самолёт, в 20:17 из него стали выпускать пассажиров. Как я понимаю, это был рейс из Москвы. Высадка пассажиров заняла минут 10, и буквально через несколько минут после выхода последнего пассажира нам открыли дверь и предложили пройти в этот самолёт на посадку. За мной стояли две пожилые женщины, и постоянно не самым умным образом комментировали происходящее в духе "Ой, а как же мы полетим, его что, не проверили?!", "А мы что, без топлива полетим, его же даже не заправили", и подобное. Меня здесь больше озадачивало - что, самолёт не убирают после пассажиров? За эти 3-4 минуты абсолютно точно невозможно уборщикам пройти через весь салон.
9. Пассажиры нашего рейса пошли на улицу, посадка производилась через 2 двери. Я заняла своё место, пакет поставила у ног. Забегая вперёд - на пакет бортпроводники не обращали никакого внимания, хотя по правилам в этом ряду ручная кладь должна быть убрана на полку. Но, видимо, им было не до меня.
10. Сначала я обрадовалась, что место рядом со мной свободно. У прохода сидела женщина, а место между нами оставалось незанятым до самого окончания посадки. Но... в самолёт влетела запыхавшаяся семья - женщина с младенцем на руках, мужчина с маленькой девочкой, и именно женщина с младенцем заняла место между нами. За мной на третьем ряду сидел грузный мужчина, пинающий кресло и громко ругаясь - "Я не полечу больше на этом (нехорошее слово)".
11. Я понимаю, что это не вина авиакомпании, и на такое соседство можно попасть на любом другом рейсе. Однако сказать, что мой полёт был отвратительным - не сказать ничего. Младенцу было 20 дней, он не кричал. Однако женщина с младенцем занимала не только своё кресло, а ещё и половину моего, периодически тыкая меня в бок своим локтем и головой младенца. Весь полёт она сидела в расстёгнутой кофте и кормила младенца своим молоком (как кормила - в Дзене описывать нельзя, но окружающие люди её совершенно не смущали), рассказывала мужчине-бортпроводнику про свои болезни - с подробностями. Её мужу и 2-х летней дочери досталось место в самом конце салона. Перед взлётом и она, и муж настойчиво просили посадить их вместе. Я была бы счастлива уступить мужчине своё, пусть и оплаченное, место - потому что полтора часа сидеть вжатой в стену на половине своего кресла мне не улыбалось совершенно. Бортпроводники Победы категорически запретили меняться (даже при желании как минимум 4-х пассажиров - семьи, меня и женщины у прохода). Мы с этой женщиной были рады отдать свои места этому мужчине и девочке, но нет. Стюард принёс огрызок бумаги, на котором написал электронный адрес, и единственным его ответом на все просьбы было "жалуйтесь вот сюда, пересаживать не будем".
12. В начале полёта (когда я уже была вжата в стену и не могла пошевелиться, опасаясь толкнуть младенца) из конца салона раздался истошный крик. "Это моя старшая кричит!" усмехнулась женщина с младенцем. "К маме хочет" - укоризненно говорит она стюарду, у которого один ответ на всё "Жалуйтесь в авиакомпанию, мы ничего не можем сделать". Так, весь полёт эта несчастная 2-х летняя девочка плакала и кричала. "Мои тоже без меня сидят", сказала женщина у прохода. "У меня две дочери - 20 и 15 лет, мы тоже хотели сидеть вместе, но даже за деньги не получилось - сайт завис".
13. Женщине с младенцем не дали (никакого) ремня. На просьбу дать ей длинный ремень, стюард ответил, что такого у них нет, поэтому младенца ей нужно держать на руках. (А какие ещё, интересно, предполагались варианты?). Женщина сидела непристёгнутой весь полёт. Меня не отпускала мысль - а что, если начнётся турбулентность и она уронит ребёнка на пол, будет ли за это отвечать Победа, не давшая им ремень?
14. Когда мы (наконец!) приземлились, и я смогла встать с места и - пусть согнувшись - распрямить руки, потому что сидеть на половине кресла было просто пыткой, не тут-то было. Женщина у прохода заявила, что она будет ждать своих дочерей (которые сидели непонятно где), и выйдет только с ними. Кое-как я протиснулась в проход по их сумкам и пакетам, обе ждали семьи - одна высматривала дочерей, вторая ждала, пока с последнего ряда к ней доберётся муж с дочерью - а вы помните, что та часть салона должна выходить через вторую дверь. Здесь меня заинтересовало - а если эвакуация, все эти разделённые семьи никуда не побегут - они будут высматривать родных. Мне категорически непонятно - даже в условии "берём деньги за место" почему автоматически система не может посадить семьи вместе. Это, как минимум, снизит риск при эвакуации в чрезвычайной ситуации.
15. Ночью я получила от Победы письмо. Причём прилетела в Москву я в 22 часа, а письмо пришло в 02:24 (ночи), спустя 5 часов после приземления. В письме было:
Победа, очевидно, стоит своих денег. За 2 тысячи рублей сложно ожидать удобства, а с соседями мне просто фатально не повезло. В целом - да, долететь, конечно, можно - из точки А в точку Б Победа доставит. А что будет этому сопутствовать - другой вопрос.
Перебить впечатления:
Бизнес-класс Air France на рейсе Москва-Париж
Бизнес-класс Аэрофлота на рейсе Москва-Осло
Бизнес-класс Aegean на рейсе Москва-Афины
Бизнес-класс Luxair на рейсе Люксембург-Париж
Бизнес-класс Lufthansa на рейсе Лиссабон-Мюнхен
Бизнес-класс Swiss на рейсе Москва-Цюрих
Бизнес-класс Air Dolomiti на рейсе Венеция-Мюнхен
Бизнес-класс Lufthansa на рейсе Франкфурт-Москва
Бизнес-класс Lufthansa на рейсе Венеция-Франкфурт
Бизнес-класс S7 на рейсе Дюссельдорф-Москва
Бизнес-класс S7 на рейсе Москва-Иркутск
Бизнес-класс S7 на рейсе Иркутск-Токио