Найти в Дзене
О Москве нескучно

Какая станция московского метро изменилась до неузнаваемости

Оглавление

Эта станция Московского метро чаще всего меняла свой облик. Почему изначальный проект воплотить не удалось? Какой станция стала в итоге? И почему после реконструкции в советские годы её так и не перестроили полностью? Об этом и не только расскажу сегодня.

Их вдохновила "Маяковская"

Эта станция стала частью третьей очереди строительства Московского метро. Её открыли на уже действующем участке Замоскворецкой линии между "Театральной" и "Автозаводской" 20 ноября 1943 года. То есть почти на 11 месяцев позже основной ветки. Задержка произошла, потому что не были готовы эскалаторы.

Третья очередь Московского метро, карта 1937 года. С сайта www.metro.ru.
Третья очередь Московского метро, карта 1937 года. С сайта www.metro.ru.

Изначально их делали в Ленинграде. Но из-за блокады города пришлось переносить производство в Москву. Поэтому рабочие не успевали закончить работы вовремя.

В конкурсе проектов станции победил вариант братьев Весниных. Они выбрали в качестве темы оформления Донбасс. Это было связано с тем, что будущая станция располагалась в непосредственной близости от Павелецкого вокзала. Именно оттуда отправлялись поезда до Донецка. Во время разработки проекта даже предполагалось назвать станцию "Донбасской".

Проект станции "Павелецкая" братьев Виктора и Александра Весниных. Из журнала "Строительство Москвы" за 1939 год (№9).
Проект станции "Павелецкая" братьев Виктора и Александра Весниных. Из журнала "Строительство Москвы" за 1939 год (№9).

Если посмотреть эскизы, то станет понятно, что вдохновлялись братья Веснины красотами станции "Маяковская". На "Павелецкой" планировали сделать смальтовые мозаики на сводах центрального зала. Правда в отличие от "Маяковской", панно были большего диаметра - 3 метра. А также размещались прямо на своде, без углублений. Таким образом, мозаики можно было рассматривать издалека.

Почему проект изменили

Изначальная тема украшений - Донбасс. Для изготовления мозаик архитекторы обратились к художнику Александру Дейнеке. Собирали их в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. А после доставили в Москву.

Так должны были выглядеть мозаики. Отсюда: https://archsovet.msk.ru
Так должны были выглядеть мозаики. Отсюда: https://archsovet.msk.ru

Там Дейнека создавал прочную основу для мозаик. Пока они располагались в одном из заводских дворов. Но из-за постоянных бомбежек украшения вынуждены были убрать в специальное хранилище. Они могли привлечь внимание неприятеля золотым отражением.

В это же время предприятие в Днепропетровске, на котором делали металлические конструкции для станции, попало в зону оккупации. Поэтому доставить детали в Москву не могли. Пришлось срочно менять проект. Новую концепцию придумали архитекторы А.Н. Душкин и Н.С. Князев. По их задумке, станция становилась двухсводчатой, без центрального зала. Мозаики были уже не нужны. Их потом использовали при оформлении станции "Новокузнецкая".

Другая Павелецкая

Так "Павелецкая" стала типичной станцией английского типа. Изменилась не только конструкция, но и тематика. Теперь стены вдоль платформ украшали барельефы, которые показывали связь фронта и тыла. Например, девушка, делающая ручные гранаты, рабочий у станка, летчик, моряк у торпедного аппарата и танкист.

Станция "Павелецкая", Замоскворецкая линия, 1945. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Павелецкая", Замоскворецкая линия, 1945. С сайта www.pastvu.com.

Станцию украсили скамейками из красного дерева и светильниками в виде тюльпанов. Аванзал освещала оригинальная люстра, а также настенные светильники с растительным орнаментом. Листайте фото.

Однако в таком варианте "Павелецкая" просуществовала сравнительно недолго. Уже в 1948 году началась реконструкция станции. Ей хотели придать тот облик, который планировался изначально. То есть близкий к проекту братьев Весниных.

Бесконечная реконструкция

Проект станции разработали архитекторы С.В. Лященко и Е.С. Демченко. Мозаичные панно на сводах больше не предусматривались. Старые уже использовались на "Новокузнецкой", а новые делать почему-то не стали. Интересно, что на время реконструкции платформа не закрывалась и продолжала обслуживать пассажиров. Вот, что получилось. Листайте фото.

Южную часть станции трогать не стали, потому что именно ей пользовались люди для входа и выхода. Ещё одним мотивом для этого стало желание сэкономить. Поэтому часть платформы сохранилась, хоть и не совсем в первозданном виде. Почему, расскажу дальше.

Станция "Павелецкая", 1985-1989. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Павелецкая", 1985-1989. С сайта www.pastvu.com.

Параллельно начали делать станционный зал. Работы по облицовке стен проводили ночью. Окончательно реконструкцию завершили только в 1959 году. Тогда все участки станции полностью открыли, а также закончили отделку.

Так старая часть станции выглядела в 2010 году. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com
Так старая часть станции выглядела в 2010 году. Фото отсюда: https://www.metrowalks.com

В 1987 году произошел пожар в одном из вагонов поезда. Поэтому старая часть станции пострадала. Пришлось немного изменить облицовку пилонов. Из-за этого они выглядят так, как будто появились на платформе намного позже основного облика станции. Хотя на самом деле это не так.

Потерянный вестибюль

Изначально у станции был собственный вестибюль. Его, как и станцию, построили по проекту Душкина и Князева в 1943 году. Но в начале 1980-х стали заниматься реконструкцией Павелецкого вокзала. Здание хотели расширить в несколько раз. Наземный вестибюль метро очень этому мешал. Так что архитекторы приняли достаточно необычное для того времени решение. Листайте фото.

Архитекторы приняли необычное для того времени решение. Ничего не сносить, а просто "накрыть" конструкцию вестибюля зданием вокзала. Конечно, полностью выполнить поставленную задачу не получилось. В итоге строение пришлось снести. Уцелела лишь фронтальная стена с проходами.

Сейчас станция выглядит немного нелепо за счет того, что по сути состоит из двух совсем разных по архитектурному стилю частей. Изначальный замысел братьев Весниных удалось воплотить лишь частично. А экономические причины помешали провести реконструкцию полностью.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!