Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Когда и почему в наши трамваи вернулись кондукторы?

В нашем Музее есть экспонат, который приводит в восторг маленьких посетителей. Это обычный трамвайный компостер (КП-74). Дети не сразу понимают для чего он нужен. Но стоит им показать, как компостируется наш сувенирный билетик – к компостеру выстраивается очередь.

Однажды мы проводили экскурсию для взрослых и выдали билетики уже взрослым посетителям. Понятное дело, не объясняя, как пользоваться этим прибором. Чувство, с которым они компостировали билетики, были уже ближе к ностальгии, чем к восторженному любопытству. И тут один наш гость, как нам показалось, достаточно взрослый, стал растерянно искать щель, в которую можно было всунуть листочек. Тут растерялись мы и спросили, в какому году наш гость родился. Оказался в 1996, за год до того как, исчезли из петербургского трамвая эти компостеры, а в нашу жизнь вернулась забытая и легендарная профессия кондуктора трамвая.

Постепенно наш уголок, посвященный истории оплаты в ленинградском трамвае, оброс и билетной кассой, которая исчезла уже в 80-х годах. Появилась коллекция трамвайных билетиков из разных городов, а также талонов. И если внимательно рассмотреть эти милые раритеты, то становится ясно, что история оплаты проезда – это история эволюции сознания советского гражданина за последние полвека. Эволюции от предчуствия скорого наступления коммунизма через отчуждение человека от государства до полного разочарования человека и государства друг в друге.

Итак, кондукторы появились в петербургском трамвае (так же как и во всех трамваях того времени) с самого открытия. Другого способа заставить платить за проезд, кроме как прямого настойчивого предложения от кондуктора, не было. К тому же и система оплаты была довольно сложная, и труд кондуктора стоил недорого. Входили в двухдверных трамваях через заднюю дверь (эта традиция, кстати, свято соблюдается на наших трамвайных экскурсиях!). Через переднюю дверь входили или хулиганы, или имеющие специальное удостоверение. Когда появились трехдверные «американки» ЛМ-33, то входили уже через среднюю (выходя через переднюю и заднюю) дверь, но, понятное, дело, где размещался кондуктор. Интересно, что во время «военного коммунизма» проезд был бесплатным, а вот во время Великой Отечественной войны плату за проезд никто не отменял.

В послевоенное время, когда страна не только возродилась, но и всерьез заговорили о скором наступлении коммунизма, решили пойти на смелый эксперимент и отказаться от кондукторов, установив в общественном транспорте (в Ленинграде это был в основном трамвай) – билетные кассы. Начали их выпускать по некоторым данным в 1958 году. Одна из моделей стоит в нашем музее. Бросил 3 копейки – оторвал билет. Все на доверии! Совесть – лучший контролер. Экономия на кондукторах вышла изрядная.

-2

Но через какое-то время количество проданных билетов и вырученная сумма стали расходиться. Люди бросали денег меньше, а отрывали больше. Бывало, что и вовсе зарабатывали деньги, говоря, что бросили туда рубль и набирали сдачу (97 копеек!). Совесть оказалась не самым лучшим контролером.

Понимая, что за 20 лет (всего одно поколение) сознательность стала стремительно падать даже в таком культурном городе как Ленинград, пошли на другой эксперимент – оплата через компостирование абонементных талонов. Но и тут народ стал выдумывать разные способы обмана, которые хорошо известны всякому, кто жил в СССР.

В итоге в Петербурге отказались и от талонов, вернувшись к кондукторной оплате. В конце 90-х в Москве, где работа кондуктора стоит дороговато, полтора десятка лет работали турникеты, которые создавали унизительные неудобства для пассажиров (турникеты тоже обманывали – мы все знаем). Московский опыт был распространен на другие города.

Приходите, посмотрите на эти памятники деградации сознательности советского человека. Ведь если бы все честно платили за проезд – это бы имело прямой экономический эффект. Недоверие – штука невыгодная.

-3

Посмотрите и на талончики. Среди них есть как советские талоны Ленинграда, Риги, Таллина, УССР (в Советской Украине были единые для всех городов талоны). Интересно, что компостеры остаются в донецких трамваях (Донецк, Горловка), добытые талончики из этих городов, тоже можно найти в экспозиции.

Ну а в 2020-м году в Санкт-Петербурге планируется переход на бескондукторную систему, так, как это сейчас работает в Первопрестольной. Посмотрим, чем закончится эксперимент!