Почему я занимаюсь медитацией? На данный момент я практикую потому, что вижу результаты во всех сферах своей жизни. Но когда я начинала практиковать чуть больше четырёх лет назад, этих результатов, конечно, не было — мне просто нужна была помощь, я ходила к психологу, и она предложила начать медитировать. Тогда это было для меня способом испытывать интересные необычные состояния. Сейчас все эти необычные состояния уже не так интересны. Философско-религиозных целей у меня нет.
Состояния совершенно разные — от простого спокойствия до отсутствия мыслей, «прекращения потока сознания» (в буддийской традиции это называется ниродха) и прекращения телесных ощущений (похоже на выход из тела). Также осознанные сновидения — тоже как одна из медитативных практик. Были состояния очень напоминающие приход от разных наркотиков.
Поначалу, конечно, было интересно за этими состояниями гнаться. Ездила на молчаливые ритриты (длительные медитации), где практиковала по 12 часов, «ловила» эти состояния. А потом просто дошло, что это ещё одна ловушка ума, да и неинтересно уже — в них нет никакого потенциала. Интереснее в жизни жить и результаты практики в той жизни применять, а не отлетать куда-то в иные миры.
Преподавателем стала недавно. Год назад я проходила психотерапию и проживала очень болезненный для меня период жизни. Обратилась за наставничеством в медитации к Виктору Ширяеву (он как раз ученик Шинзена Янга, мы уже были знакомы на тот момент года два) - я понимала тогда, что мне необходим учитель. Просто чувствовала это. Начала практиковать под его «присмотром» — он давал инструкции, куда «смотреть» во время медитации. Позже оказалось, что у него будет обучающий курс на преподавателя. Я пошла, потому что поняла, что это возможность вывести свою практику на новый уровень. Да и преподаванием медитации я тоже уже тогда занималась, но хотела делать это более качественно, с пониманием структуры и нюансов.
Медитация помогает. Если вы раздражительный, неусидчивый, суетливый — медитация поможет научиться быть более спокойным, «включённым» в настоящий момент, поможет больше присутствовать в том, что происходит, а не только в своих мыслях и чувствах. Кроме мыслей и чувств, есть ещё и то, что ощущается в теле, звуки вокруг, запахи, другие люди — все это обычно выпадает из поля внимания, если вы под влиянием сильных эмоций.
Медитация учит саморегуляции — вы становитесь способны понимать, что происходит и что с этим можно сделать. Но медитация не вылечит те «психологические проблемы», которые являются диагнозами. Иногда от неё может стать только хуже. Я в своей практике с этим столкнулась и мне очень повезло, что мой наставник — опытный человек. Он сказал сделать перерыв в практике, и я не медитировала почти две недели. Это недавно было. Сейчас потихоньку восстанавливаю практику.
Если у вас в семье есть люди с диагнозами или диагнозы есть у вас самих, то, пожалуйста, практикуйте осторожно и под присмотром того, кто «в теме». В ряде случаев медитация вообще противопоказана, насколько я знаю. Но, к сожалению, в России очень мало психотерапевтов и психиатров, которые при этом сами имеют опыт медитации и знают о нюансах ее применения. По итогу оказывается легче сказать человеку, что ему нельзя медитировать, чем подобрать для него подходящую технику, а она ведь может ему помочь. Если что, я знаю специалистов, которые являются специалистами (психологи, психиатров, психотерапевты) и при этом сами практикуют.
Я провожу групповые медитации, туда приходило от 2 до 17 человек. Вход открыт для всех. Не имеет значение, есть опыт или нет. Если нет опыта, я обычно стараюсь сориентировать человека, какие есть виды медитаций и что конкретно мы сейчас будем делать, чтобы у него не сложилось впечатление, что медитация — это только то, что даю я. Нет, я хочу, чтобы у других был выбор. Некоторые ходят ко мне уже года два и у них интересные результаты. Никакого отбора нет.
Ещё я индивидуально практикую с теми, кто просит об этом. Мы созваниваемся, выясняем, что беспокоит, какой запрос и тренируем какую-то из техник. Их, между прочим, очень много — больше 16 штук в basic mindfulness.
Сколько я зарабатываю? Это сложно посчитать, поскольку всегда разное количество человек приходит на групповые занятия. Стоимость их посещения от 300 до 500 рублей с человека в зависимости от того, будем ещё с чайной церемонией совмещать или нет (я просто китайский чай люблю и провожу медитации вместе с чаепитием). Индивидуальная работа обычно рублей 500 за практику (30-40 минут).
Знаю, есть те, кто на этом зарабатывает — организовывают курсы, помогают людям, получают деньги в благодарность. Я отношусь к этому как к дополнительному, но не основному источнику заработка. А сколько конкретно в месяц — хз, не считала.
Затраты. Средств нисколько, у меня даже подушки для медитации нет, хотя это очень удобно. По времени — в среднем я практикую 15-20 минут в день сейчас. Иногда больше, иногда меньше. Сейчас я делаю упор на качество, а не на количество: если я тренирую концентрацию, то все 15 минут, а не так, что я просидела час, но при этом ум мой постоянно где-то блуждал. Я и тем, кто ко мне обращается, не предлагаю длительных практик, но делаю акцент на технике.
Восприятие мира.
Сейчас я просто не забиваю себе голову этими концепциями. Раньше мне было интересно порассуждать на подобные темы — что есть мир, где мое место. Позже я заметила, что все эти концепции в моей голове сильно завязаны на состоянии — если я чувствую себя «хорошо», то «я — часть мира, мы едины», если «плохо», то — «я ничтожно маленькая часть и мне не справиться со всем тем, что происходит».
Короче, это все оказалось таким подвижным и непостоянными, что я просто перестала забивать голову подобными вопросами. Какая разница, что часть чего, если всё просто есть такое, какое есть?
Я верю и чувствую, что ничего отдельного нет — всё так или иначе взаимосвязано, просто эти взаимосвязи не всегда доступны моему ограниченному уму.
Понравилось интервью? Больше о самопознании в интервью с психологом.