Найти в Дзене

Кризису быть, в котором родится новый ритейл.

Оглавление

Провокационный Goldman Sachs, у которого, что ни прогноз, то повод схватиться за голову или поразмыслить, сделал очередное исследование-прогноз и сказал, что у Amazon почти нет шансов построить параллельную доставочную сеть сопоставимую с Fedex и UPS и это несмотря на то, что у Amazon уже 10 тысяч автомобилей и 10 собственных самолётов. Но у ребят из логистики их ещё больше, чтобы их догнать должны уйти годы и бюджет порядка 120 млрд долларов, что даже для компании №1 в мире сложновато осилить.

Но нам то, что с того, что Amazon пробует тягаться с логистами?

А вот давайте порассуждаем на эту тему, может она нас приведёт к неожиданным выводам по конфигурации будущего ритейла. Мы сами того, не ожидая перескакиваем эпоху построения экосистем и входим в эпоху плотного взаимопроникновения бизнесов друг в друга. Если экосистема позволяет существовать различным системам почти изолированно – паучки, жучки, дубок, какая-нибудь плесень сама по себе самодостаточна, нечто подобное многие подразумевают и в бизнес-экосистеме: отношения строятся на взаимовыгодности. Сейчас же вырисовывается совсем другая конфигурация взаимоотношений – происходит «омоноличивание» бизнесов, когда достройка одного блока бизнеса фактически уничтожает уже существующий бизнес.

Зачем в прошлой жизни Amazon было бы покупать самолёты траки, когда можно было бы всё отдать на аутсорс и почему он всё делает это сейчас?

Ответ лежит на поверхности: в новом ритейле самым затратным звеном является доставка. Логистика из-за интернета и индивидуальной доставки стала невероятно сложной и дорогой. Добежать с упаковкой памперсов до квартиры или до постомата или до пункта самовывоза, а потом, что не понравилось ещё вернуть назад стало неподъёмно сложно и дорого ритейлерам. Уберите такую сложную логистику и не будет современного ритейла. Вот и получается, что позиция ритейла в этой части сейчас очень уязвима. Покупатель рано или поздно потребует снижения цены доставки. Кто сможет решить этот задачу? Ритейлер – нет, у него нет такой логистики, он её покупает. На такую роль могут подойти крупные игроки логистики, и в первую очередь государственные почты, разных стран. У них кучность доставки и распределённая сеть самая широкая. Достроить ритейл им будем проще, чем ритейлеру выстроить такую сеть.

Ещё одна почти монополизированная история в современном ритейле - это онлайн трафик. И опять у подавляющего числа ритейлеров даже нет шанса построить нечто подобное крупному маркетплейсу или поисковой системе.

Зачем компаниям не из традиционного ритейла – логистам, маркетплейсам нужен сейчас ритейл? Почему ситуация подталкивает к поглощению ритейла, а не к развитию собственных сервисов?

Всё очень просто, что бы мы не делали мы так или иначе в этой экономике имеем конечного потребителя. Но потребитель наш подистаскался и не платит много денег, поэтому маржа проседает у всех в цепочке потребления. И эти квазимонополисты: маркетплейсы, крупные логисты, банки видят, что виной их бед стало конечное звено – ритейл, значит его надо включить в монолит своего бизнеса, чтобы не потерять окончатльно. Ритейл перестал справляться со «своей функцией» кормить всю цепочку, которую раньше он кормил: банки, логистов, производителей, сервисные компании и т.п. Восходящие денежные потоки от ритейла сейчас жидки, как никогда. Сейчас он неожиданно оказался «слабым» звеном, а от слабого звена избавляются.

Так на рынке могут появиться новые «монолиты», а не легкие и взаимовыгодные экосистемы.

Конечно, это не вина ритейла, что он будет поглощён более крупными игроками не из ритейла, просто, он всегда на передовой всех изменений потребительского поведения. Потребительское поведение поменялось.

В чём источник проблем ритейла?

Просто, мы стали тушить пожары керосином, любой кризис тушили дополнительной эмиссией денег, спасая сначала неэффективные бизнесы, а затем и взращивая убыточные бизнесы в надежде на их стремительный рост, которые разоряют реальные прибыльные бизнесы, поэтому все стали во всех цепочках платить меньше людям, стараясь оптимизировать свои цепочки и появился порочный круг: мало платим, они мало покупают, денег становится у всех меньше. Печатаем всё больше денег, а реальный бизнес их не может вобрать в себя и деньги идут в убыточные, но быстрорастущие бизнесы, которые разоряют реальные бизнесы. Ведь убыточный бизнес легче создать, чем прибыльный! Деньги инвесторов покрывают всё, главное стремительный рост.

Короче, чтобы разорвать этот порочный круг нужен очистительный кризис и результатом его станет, что мы получим тот уровень прогресса, который мы заслужили, а не тот, который сейчас у нас есть. И тогда мы вернёмся к темпам прогресса 70-х годов прошлого века. Раньше все подобные проблемы в обществе разрешались через войну, надеюсь, что в этот раз всё пройдёт по мягкому сценарию, просто через глубокий кризис, который уберёт накопившиеся диспропорции в мировой экономике.

А что будет с ритейлом в результате этого кризиса?

Ритейл будет развиваться в направлении персонализации предложения, многие решения из онлайна будут постепенно приходить в офлайн. Бизнесы, которые сейчас напрямую не связанны с ритейлом, поглотив ритейл, дадут новый импульс для развития систем распределения и реализации товаров.

Ритейл
3805 интересуются