Пилить или не пилить? От ответа на этот вопрос зависит судьба не только внедорожника, но и его владельца. Когда отрезано полкузова, останавливаться поздно. Гражданский автомобиль неминуемо преврщается в "котлету", а его хозяин - в состоявшегося джипера.
Чтобы создать автомобиль для трофи, правильнее всего обратиться за помощью к трофистам – уж они-то знают, что и как должно быть сделано. В коллективе «Большого колеса» из Электростали спортсменов в достатке — «рубятся» во всех категориях от ТР1 до прототипов и всегда рады поделиться своими рецептами. В этот раз источником вдохновения послужил Suzuki Jimny.
ЛЮБИМЫЕ РЕДУКТОРЫ
Распилили его точно пополам – от кузова остались только моторный отсек и передняя часть с дверями.Задняя багажная дверь превратилась в заднюю стенку кабины – очень удобно: и стекло с обогревом штатное, и дворник на месте. Родная рама осталась только под кабиной и мотором, впереди и сзади теперь подрамники – основа для полностью независимой подвески на двойных А-образных рычагах.
Амортизационные стойки заграничные, от FOA, на сдвоенных пружинах, амортизаторы с выносными бачками – страховка от перегрева. Характеристики упругих элементов рассчитывались специально под массу и развесовку конкретно этого автомобиля и полностью отвечают пожеланиям владельца. Ход отбоя ограничен лентами. Рычаги, конечно же, собственной, фирменной разработки «Большого колеса», они держат любимые электростальцами бортовые редукторы от трактора МТЗ 320 – доработанные и усиленные.
Все четыре ступицы с тракторными редукторами получили дисковые тормоза. Практически все подвижные соединения выполнены на ШС. В отличие от обычных шаровых опор и рулевых наконечников «шаэсы» не разваливаются и сохраняют работоспособность даже в самом раздолбанном состоянии, с огромнейшими люфтами, так что вероятность потерять подвижность и управление по их вине стремится к нулю.
УСИЛИТЬ И ОБОЙТИ
От ступиц к центральным редукторам идут карданы, укороченные и усиленные, – уазовские, а сами центральные редукторы – от БТР. Но они не совсем стандартные – корпус усилен, от БТР остались лишь
главные пары. В обоих мостах стоят пневмоблокировки «Спрут». Единственный родной агрегат в трансмиссии – раздаточная коробка. И то не совсем, она от «Самурая», с понижающим «китом» 1:4.6. Слабое место у нее, пожалуй, только одно – сам корпус. Его и усилили. Поскольку раздатку сдвинули далеко назад, с коробкой и с редукторами она соединяется уазовскими карданными валами. Причем на задний редуктор вал идет прямой, а к переднему – через промопору от UAZ Patriot, поскольку сделать вал идеально прямым не
получалось по компоновочным соображениям – нужно было обойти коробку передач.
МАЛЕНЬКИЙ, НО МОЩНЫЙ
Движок Jimny для великих дел слабоват, но в маленький моторный отсек ничего серьезного не засунешь – габариты распространенных в трофи двигателей слишком большие. После долгих поисков альтернатива все же обнаружилась – компактный бензиновый мотор от Toyota Altezza объемом 2 литра выдает 200 лошадиных сил. И при этом он атмосферный! Двигатель занял все подкапотное пространство, едва удалось разместить патрубки забора воздуха с «нулевым» воздушным фильтром в стальном корпусе и подвести их к шноркелю.
Для радиатора места не осталось, да его и не планировалось устанавливать в моторном отсеке. Большой радиатор от «Газели» располагается за задней стенкой кабины, обдувается он сдвоенными электровентиляторами.
Чтобы обеспечить циркуляцию жидкости по растянутой системе охлаждения, в последнюю внедрена дополнительная мощная электрическая помпа. Пятиступенчатый «автомат» от той же «Тойоты» получил дополнительный контур охлаждения, его радиатор тоже сзади и охлаждается своим вентилятором.
За задней стенкой поселились также два гелевых аккумулятора по 75 Ач. Ради экономии веса и повышения мощности насос кондиционера теперь отвечает за подкачку колес и прочую пневматику, включая привод блокировок. Дело в том, что он значительно мощнее электрических – прокачивает около 300 литров воздуха в минуту и уже установлен на движке.
Ради этого стоило помудрить с подводом к нему смазки и установкой специального фильтра, отсекающего масло, чтобы оно не попадало в воздушные каналы, ведущие к двум компактным 8-литровым ресиверам и далее – к колесам. Рулевое управление собрано из тойотовской рейки и насоса гидроусилителя ZF повышенной мощности от UAZ Patriot. Рейка соединена с тягами через промежуточное звено — скользящую тягу, которая позволила сместить внутрениие концы рулевых тяг к продольной оси машины, что в свою очередь обеспечило правильную кинематику работы рулевого управления
СЛЕДИ ЗА ДАВЛЕНИЕМ!
Вся электроника – «мозги», предоранители, подняты максимально высоко – они за затылком штурмана на потолке, с которого, кстати, содрали тяжелую обивку и прикрепили сетку для хранения нужных мелочей.
Торпедо осталось штатным, сохранилась печка, сопла обдува, только в приборке заменили датчики: спидометр выкинули (в навигаторе он и так есть), а тахометр установили. Также появились новые датчики температуры охлаждающей жидкости, масла, давления масла, уровня топлива.
Система подкачки автоматическая, централизованная, действует на ходу и очень быстро. На каждое колесо свой стрелочный манометр и один общий. Управление единственной лебедкой с пневмороспуском возможно как с радиопульта, так и из кабины. Лебедка COMEUP 12.5 c кевларовым 12-миллиметровым тросом позволяет винчеваться вперед и назад. Завершают портрет этого маленького монстра покрышки Super Swamper TSL Bogger 37х13.00-15LTсо спиленными через одну шашками протектора, установленные на дисках с бедлоками.
ВЫВЕСИТЬ НЕ УДАЛОСЬ
Нам, к сожалению, не удалось «оторваться» за рулем этого «Джимника» по полной программе, но по небольшому песчаному карьеру и лесным тропкам мы поездили. Удивительно, но управляется «котлета» почти как
гражданский внедорожник, разве что жесткость амортизаторов и пружин мне показалась излишней, но так захотел владелец машины. Зато ход независимой подвески фантастический – «Джимник» скорее удастся перевернуть, чем вывесить, какие бы буераки не встречались на пути, он крепко стоит на грунте всеми четырьмя колесами.
Минимальные размеры позволяют буквально просачиваться между деревьями, а радиус поворота относительно небольшой. Мощности и тяги 200-сильного тойотовского движка хватает за глаза, а там, где все же кажется маловато, вступает в дело «понижайка». Бензиновый мотор хорошо «крутится» – на гору можно не только заползти, но и взлететь, разгон тоже хороший. Аппарат получился очень интересный – мощный двигатель, независимая подвеска и компактные размеры дают широчайшие возможности пилоту, и, судя по репортажам с различных гонок, «Джимник» на месте не застаивается.
Что скажете, годный аппарат? На наш взгляд - то что надо для гонок на лебедках - маленький, юркий, легкий. Подписывайтесь на АВТОТУРИСТ и ставьте лайк! Будет много лайков - будут и новые автомобили для настоящего бездорожья и трофи)