Найти в Дзене
История на колесах

Сравнение доступности автомобилей в СССР и в Италии в 1960-х.

Есть общепринятое заблуждение в том, что автомобили в СССР всегда были роскошью и доступны лишь передовикам производств, номенклатурным деятелям, а так же известным людям вроде спортсменов, артистов и т.д. Но так ли это, всегда ли автомобили стоили намного несоизмеримо средней зарплаты советского человека, или нет - давайте посмотрим. 

Сначала начнем с зарплат в то время:

Средняя зарплата в СССР 60-х годов — 80$ или 88 рублей

Средняя зарплата в Италии 60-х годов — 47 тыс. лир или примерно 80$

Линейку легковых автомобилей в СССР в то время (на 1964 год) представляли Запорожец, стоивший 1800 (21 средняя зарплата), Москвич – 403  стоил 3600 рублей, ( 42 средних зарплаты), и «Волга», ГАЗ-21, которую можно было купить за 5600 рублей, ( 78 средних зарплат), что превышало уже в этом плане даже стоимость «ЗИМа» еще каких-то 10 лет назад, при том, что по классу эти машины были несравнимы, «ЗИМ» всё таки классом повыше. 

Запорожец
Запорожец
ГАЗ-21
ГАЗ-21

«Чайки» уже в свободную продажу не поступали, то ли по причине того, что партия считала советского человека недостойным ездить на такой машине, то ли потому что запредельная стоимость, скажем, в 300 средних зарплат даже в самой смелой теории для советского автолюбителя была неподъёмной. «Волга», впрочем, тоже для многих была недосягаемой мечтой.  

Теперь посмотрим насколько в те времена был доступен автомобиль итальянцам.

Средняя зарплата в Италии в то время как было сказано составляла 47 тыс. лир. Самым доступным на тот момент автомобилем в Италии был Fiat Nuova 500, стоивший 395 тыс. лир, что соответствовало 9 средним зарплатам.  

Fiat Nuova 500
Fiat Nuova 500

Далее в А-классе был Fiat 600, стоил уже 625 тыс. лир, что соответствовало 14 средним итальянским зарплатам. 

Fiat Nuova 600
Fiat Nuova 600

Германский NSU Prinz 30 стоил 780 тыс. лир, это 17 средних зарплат и 995 тыс. лир стоил британский Mini, это уже 22 средних зарплаты. 

NSU Prinz 30
NSU Prinz 30

Классом повыше предлагались – простенький французский Citroën 2CV, стоивший 795 тыс. лир (17 зарплат), итальянский Fiat 1100, который стоил 975 тыс. лир (21 зарплата), чуть дороже (на 1 зарплату) стоила тогда Škoda Octavia 1959 модельного года. 

Citroën 2CV
Citroën 2CV
Fiat 1100
Fiat 1100

Самой дорогой в этом классе была Alfa Romeo Giulietta, после рестайлинга 1959 года, которая стоила 1375000 лир, то есть 30 средних итальянских зарплат. 

Alfa Romeo Giulietta
Alfa Romeo Giulietta

Средний класс. 

В среднем классе самым бюджетным был Fiat 1800/2100, он стоил в среднем 1600000 лир, что соответствовало 34 средним итальянским зарплатам. Если бы эта машина продавалась в СССР, то до денежной реформы советский гражданин мог бы её купить за 24 средних зарплаты, а после 1961 года – уже за 78 средних зарплат. 

Fiat 1800/2100
Fiat 1800/2100

Британский Ford Zephyr  второго поколения итальянцы могли купить за 1755000 лир, что соответствовало 38 средним зарплатам. Сравнимая с этим «Зефиром» наша «Волга» ГАЗ-21 советскому человеку после 1961 года обходилась в 78 средних зарплат. 

Ford Zephyr
Ford Zephyr

Opel Kapitän P2 1959 модельного года в Италии можно было купить за 2200000 лир. Это была уже достаточно дорогая машина, на которую среднестатистическому итальянцу требовалось более 48 средних зарплат.

Opel Kapitän P2
Opel Kapitän P2

Ну а те, кто вообще не был стеснён в стредствах, могли ездить и на Alfa Romeo 2000 Berlina, стоившей 2600000 лир, это 56 средних зарплат, Mercedes-Benz 180 в кузове W110 за 3 млн. лир (64 зарплаты). 

 Alfa Romeo 2000 Berlina
Alfa Romeo 2000 Berlina
Mercedes-Benz 180
Mercedes-Benz 180

Подводя итоги можно сказать что после реформы 1961 года автомобиль для советского грвжданина резко становится роскошью. Например водителю троллейбуса в столице, к примеру, с зарплатой в 140 рублей, потребовалось бы 26 месяцев для того, что бы насобирать на «Москвич-403» при условии, что он всю свою зарплату будет откладывать на машину. 

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал. Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам

Авто
5,66 млн интересуются