Есть общепринятое заблуждение в том, что автомобили в СССР всегда были роскошью и доступны лишь передовикам производств, номенклатурным деятелям, а так же известным людям вроде спортсменов, артистов и т.д. Но так ли это, всегда ли автомобили стоили намного несоизмеримо средней зарплаты советского человека, или нет - давайте посмотрим.
Сначала начнем с зарплат в то время:
Средняя зарплата в СССР 60-х годов — 80$ или 88 рублей
Средняя зарплата в Италии 60-х годов — 47 тыс. лир или примерно 80$
Линейку легковых автомобилей в СССР в то время (на 1964 год) представляли Запорожец, стоивший 1800 (21 средняя зарплата), Москвич – 403 стоил 3600 рублей, ( 42 средних зарплаты), и «Волга», ГАЗ-21, которую можно было купить за 5600 рублей, ( 78 средних зарплат), что превышало уже в этом плане даже стоимость «ЗИМа» еще каких-то 10 лет назад, при том, что по классу эти машины были несравнимы, «ЗИМ» всё таки классом повыше.
«Чайки» уже в свободную продажу не поступали, то ли по причине того, что партия считала советского человека недостойным ездить на такой машине, то ли потому что запредельная стоимость, скажем, в 300 средних зарплат даже в самой смелой теории для советского автолюбителя была неподъёмной. «Волга», впрочем, тоже для многих была недосягаемой мечтой.
Теперь посмотрим насколько в те времена был доступен автомобиль итальянцам.
Средняя зарплата в Италии в то время как было сказано составляла 47 тыс. лир. Самым доступным на тот момент автомобилем в Италии был Fiat Nuova 500, стоивший 395 тыс. лир, что соответствовало 9 средним зарплатам.
Далее в А-классе был Fiat 600, стоил уже 625 тыс. лир, что соответствовало 14 средним итальянским зарплатам.
Германский NSU Prinz 30 стоил 780 тыс. лир, это 17 средних зарплат и 995 тыс. лир стоил британский Mini, это уже 22 средних зарплаты.
Классом повыше предлагались – простенький французский Citroën 2CV, стоивший 795 тыс. лир (17 зарплат), итальянский Fiat 1100, который стоил 975 тыс. лир (21 зарплата), чуть дороже (на 1 зарплату) стоила тогда Škoda Octavia 1959 модельного года.
Самой дорогой в этом классе была Alfa Romeo Giulietta, после рестайлинга 1959 года, которая стоила 1375000 лир, то есть 30 средних итальянских зарплат.
Средний класс.
В среднем классе самым бюджетным был Fiat 1800/2100, он стоил в среднем 1600000 лир, что соответствовало 34 средним итальянским зарплатам. Если бы эта машина продавалась в СССР, то до денежной реформы советский гражданин мог бы её купить за 24 средних зарплаты, а после 1961 года – уже за 78 средних зарплат.
Британский Ford Zephyr второго поколения итальянцы могли купить за 1755000 лир, что соответствовало 38 средним зарплатам. Сравнимая с этим «Зефиром» наша «Волга» ГАЗ-21 советскому человеку после 1961 года обходилась в 78 средних зарплат.
Opel Kapitän P2 1959 модельного года в Италии можно было купить за 2200000 лир. Это была уже достаточно дорогая машина, на которую среднестатистическому итальянцу требовалось более 48 средних зарплат.
Ну а те, кто вообще не был стеснён в стредствах, могли ездить и на Alfa Romeo 2000 Berlina, стоившей 2600000 лир, это 56 средних зарплат, Mercedes-Benz 180 в кузове W110 за 3 млн. лир (64 зарплаты).
Подводя итоги можно сказать что после реформы 1961 года автомобиль для советского грвжданина резко становится роскошью. Например водителю троллейбуса в столице, к примеру, с зарплатой в 140 рублей, потребовалось бы 26 месяцев для того, что бы насобирать на «Москвич-403» при условии, что он всю свою зарплату будет откладывать на машину.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал. Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам