Найти в Дзене
Техноистории

Самолёт-памятник Як-42 в Смоленске

Памятников гражданским самолётам гораздо меньше, чем военным, но, тем не менее, их тоже немало, есть такой памятник и в Смоленске. Это Як-42, среднемагистральный пассажирский самолёт, серийно выпускавшийся с 1977 по 2003 год. Производство самолёта было начато на Смоленском авиазаводе, а затем передано на Саратовский завод, всего было выпущено 183 экземпляра, из которых примерно половина находится на настоящий момент в эксплуатации. Компоновка самолёта схожа с его "меньшим братом" Як-40: три двигателя, Т-образное хвостовое оперение, встроенный трап в корме.

Памятник был установлен в апреле 1988 года, к 1125-летию Смоленска. Первоначально в нём хотели открыть кинотеатр или кафе, но потом от этой идеи, слава богу, отказались, что пошло самолёту только на пользу: самолёты, которые становились киношками и кафешками, в большинстве своём были после непродолжительной службы"списаны по износу или сгорели, после чего были попилены на вилки-ложки. А этот Як стоит спокойно и ещё столько же простоит, а надпись на хвосте периодически обновляют к очередному юбилею СмАЗа.

-2

Этот самолёт никогда не возил пассажиров, это последний предсерийный экземпляр, служивший для испытаний. Увы, не все критичные проблемы удалось выявить на испытаниях: в 1982 году произошла катастрофа серийного Як-42 из-за усталостного разрушения механизма перестановки стабилизатора, после чего эксплуатация лайнеров этого типа была приостановлена на 2 года. После устранения недостатков Як-42 вернули в небо, и, как я уже упомянул, значительное количество таких лайнеров продолжают летать до сих пор.

-3

Технические характеристики самолёта Як-42:
Экипаж - 2-3 человека
Полезная нагрузка - до 120 пассажиров или 12 800 кг груза
Длина - 36,4 м
Размах крыла - 34,9 м
Высота - 9,8 м
Масса пустого самолёта - 28 960 кг
Максимальная взлётная масса - 53 500 кг
Двигатель - 3 х ТРДД Д-36
Тяга - 3 х 63.74 кН
Крейсерская скорость - 810 км/ч
Практический потолок - 9 600 м
Практическая дальность - до 2 300 км