Найти тему
Техника и жизнь

Важнейшие события и тренды 2020-2021 годов в автомобильной промышленности

 Mercedes-Benz eActros - электрогрузовик от Mercedes (https://media.daimler.com)
Mercedes-Benz eActros - электрогрузовик от Mercedes (https://media.daimler.com)

Введение

2020 год выдался одновременно и проблемным для автомобильной промышленности мира, и рубежным. Проблемы вызвала эпидемия COVID-19. Рубежным он стал за счет решений в большинстве самых развитых регионов мира о постепенном отказе от машины с ДВС к середине 30гг. XXI века.

Этапным станет видимо уже следующий 2021 год.

Три важнейших события в автомобилестроении в 2020 году.

Первое событие - коронавирус, повлиявший как на продажи новых автомашин, так и на их производство. В начале прошлого 2020 года произошел спад продаж и продаж автомобилей по всему миру. Первым из крупных рынков оправился от кризиса Китай. Уже в мае в КНР произвели 2 187 361 против 1 848 342 в мае 2019 года. На это повлиял и возобновившейся экономический рост в КНР и быстрая ликвидация наиболее явных последствий эпидемии. Осенью начался подъем продаж и производства в России. В России этому способствовало отношение к покупке автомобилей, как к средству вложения финансовых средств и одному из способов противодействия инфляции. Но итоговые показатели продаж и производства за 2020 год ниже, чем в 2019 во всех странах включая КНР. Причем это касается как личного, так и коммерческого сектора.

EQC 400 4MATIC - электрический кроссовер от Mercedes (https://media.daimler.com)
EQC 400 4MATIC - электрический кроссовер от Mercedes (https://media.daimler.com)

Второе событие – отказ некоторых европейских концернов от дальнейших разработок авто с ДВС. Так новые модели Volvo будут либо электрическими, либо гибридными. Мерседес также отказывается от традиционных моделей на ДВС в пользу моделей с гибридным двигателем, электромобилей и водородомобилей. Также активно создают коммерческий транспорт, работающий на различном газовом топливе. Такие грузовики и автобусы активно выпускают и у нас. В России начат выпуск и электробусов. Ведутся работы над электрогрузовиками.

Третье событие – принятие в КНР, Норвегии, Нидерландах, Дании, Швеции, Англии, Японии и в некоторых штатах США, а также в ряде других стран Европы и Азии решения, предписывающих отказ от автомашин с ДВС к определенным годам. Пионер здесь Норвегия, собирающаяся запретить продажу автомобилей с ДВС в 2025 году. Многие страны собираются запретить такие автомашины в 2030 году. Франция в 2040 году. Не исключен такой закон и Южной Корее. В Китае, Израиле, Индии собираются ввести такую меру в 2030 году.

Три важнейший потенциальных события в автомобилестроении в 2021 году

Первое событие – запуск в производство автомашины с третей степенью автономности на трассе. На такой машине водитель будет нужен только для контроля работы автопилота и для принятия на себя управления в нестабильной или сложной дорожной ситуации. Первой будет японский концерн Honda с Honda Legend шестого поколения. Другие автопроизводители, включая и уже легендарную Tesla, внедрят такой уровень автопилота на дороге, несколько позже.

Второе событие – легковые электромобили из игрушки для богатеев и энтузиастов станут окончательно полноценным конкурентом машин с ДВС и гибридов. Многие технические проблемы уже решены. Например, почти решена проблема работы при отрицательных температурах. Остается только проблема зарядки и высокой стоимости, а также возможности самовозгорания. Но новые автомобильные аккумуляторы от Toyota и Panasonic позволят решить проблему быстрой зарядки.

Электробус КамАЗ-6282 на зарядке (Wikipedia.org)
Электробус КамАЗ-6282 на зарядке (Wikipedia.org)

Третье событие – появление коммерческих успешных грузовиков и автобусов, работающих на электричестве. Для примера – eActros от Mercedes-Benz сможет преодолевать без подзарядки уже 200 км, что сделает его использование рациональным. Хотя это еще мало для успешной конкуренции с машинами на ДВС, но это хотя бы сделает относительно удобным такую эксплуатацию в условиях городов.

Три тренда 2021 года в автомобилестроении

Первый тренд – дальнейшее развитие электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Число фирм, выпускающих электромобили, вырастет, больше будет на первых порах и гибридов. Хотя на трассе они и уступают как машинам с ДВС, так и чисто электрическим машинам. Но гибриды и «электрички» — это пока городские машины и, собственно, в городе они наиболее и нужны ради экологии, и соответственно наиболее востребованы.

Электробус Белкоммунмаш АКСМ E321  белорусского производства - (Wikipedia.org)
Электробус Белкоммунмаш АКСМ E321 белорусского производства - (Wikipedia.org)

Второй тренд – развитие водородных автомашин. Для грузовиков, особенно тяжелых и работающих на «дальняк», водород выгляди гораздо предпочтительнее электрического двигателя. Mercedes-Benz и другие компании ведут активные такие разработки, как и некоторые наши фирмы. КАМАЗ в 2021 году начнет разработку водородных грузовиков и автобусов. Mercedes-Benz обещает создать такой грузовик в качестве серийного к 2024 году. Но скорей всего это будет несколько позже.

Mercedes-Benz GenH2 Truck - водородный концепт от Mercedes (https://media.daimler.com)
Mercedes-Benz GenH2 Truck - водородный концепт от Mercedes (https://media.daimler.com)

Третий тренд – развитие онлайн-продаж и продажи машин по схеме «автомобиль по подписке». Ранее онлайн-продажи автомобилей были скорее обсуждаемой темой, нежели реально работающей схемой. Все-таки личный автотранспорт люди предпочитают покупать «в живую», и многие думали, что так будут продавать максимум коммерческие автомобили. Но коронавирус внес свои коррективы. Сейчас онлайн-продажи распространены по всему миру, включая Россию. И они могут сохраниться даже после прекращения пандемии, в том числи для продажи личных автомобилей. Услуга «автомобиль по подписке» напрямую не связана с пандемией. Ее появление давно ожидалось. Пока она большого энтузиазма у населения не вызывает, но вполне имеет право на существование.

Заключение

Да, отмирание традиционных автомобилей с ДВС вызывает грусть. Подобно тому как вызывало грусть отмирание паровозов и пароходов, а до этого многомачтовых парусных судов и кораблей. Но прогресс не остановить. Лично я буду счастлив, если машины с ДВС окажутся конкурентоспособными по сравнению с машинами на альтернативных ДВС двигателях. Но веры в это остается в это все меньше и меньше. Что касается самого феномена личного автомобиля, то он останется в силе и пандемии лишь подчеркнут его важность. В условиях эпидемий личные автомобили лучше защита от болезней, нежели такси, каршеринг и тем более общественный транспорт.

Tesla Model X (2019года) модели этой компании оказали революционное воздействие на рынок личных автомобилей во многих странах мира. (Wkipedia.org)
Tesla Model X (2019года) модели этой компании оказали революционное воздействие на рынок личных автомобилей во многих странах мира. (Wkipedia.org)

Источники:

https://mag.auto.ru/article/resultautoeventsauto/,

https://auto.vercity.ru/statistics/production/2020/,

https://habr.com/ru/company/itelma/blog/507284/,

https://mobile-review.com/articles/2020/results-auto.shtml,

https://somanyhorses.ru/vliyanie-covid-19-na-mirovoy-avtoprom-statistika-i-prognozy/,

https://mag.auto.ru/article/nofuel/,

https://novayagazeta.ru/articles/2020/07/29/86447-zelenaya-ugroza,

https://motor.ru/news/mercedes-genh2-17-09-2020.htm,

https://auto.onliner.by/2020/09/18/mercedes-benz-genh2-truck,

https://motor.ru/news/kamaz-hydrogen-21-12-2020.htm,

Федор Болдырев 2021©

Моя статья от 16 мая 2019 года о грядущем закате автомобилей на традиционных видах топлива и политико-сырьевых причинах этого - тут.