Как вы, наверное, знаете, тормозные колодки — одна из наиболее важных частей любого транспортного средства. От того, насколько равномерна их толщина, во многом зависит безопасность и управляемость автомобиля. Если ваша машина тормозит не так хорошо, как раньше, проверяя колодки, вы можете заметить, что износ неровный. Почему это может произойти?
Нормальный износ тормозных колодок
Тормозные колодки работают за счёт трения. Это трение возникает, когда ваш суппорт прижимает колодки к ротору. Ротор представляет собой быстро движущийся металлический диск, который способен остановить тысячи килограммов. Когда вы видите размер тормозных колодок, в среднем пару сантиметров в ширину и 10–15 см в длину, впечатляет, насколько они эффективны.
Разный износ передних и задних тормозов — это нормально, потому что передние тормоза принимают больше нагрузки от движущегося автомобиля. Однако, если наблюдается неравномерный износ между расположенными слева и справа колонками, у вас есть проблема.
Причины неравномерного износа
Тормозные колодки изнашиваются неравномерно по нескольким причинам:
- повреждение ротора из-за неравномерного давления на колодки;
- заедание направляющих штифтов, которые не позволяют колодкам втягиваться;
- повреждённая тормозная магистраль, не позволяющая жидкости нормально циркулировать в системе;
- проблемы с главным цилиндром;
- протекающий или заедающий суппорт.
Большую часть этих проблем вы можете диагностировать и исправить в домашних условиях, если у вас есть необходимые инструменты и понимание того, как работает тормозная система.
Осмотр колодок
Чтобы проверить тормозные колодки, приподнимите автомобиль с помощью домкрата, поставьте на опоры, ослабьте болты суппорта и снимите его с крепления вокруг ротора. Затем осторожно снимите тормозные колодки с суппорта в том же направлении, в котором они были установлены.
Если отдельные тормозные колодки демонстрируют неравномерный износ под углом (форма клина или конус по длине колодки), вероятно, у вас проблема с направляющими штифтами или неправильной установкой самих колодок.
О проблеме с направляющими штифтами говорит и то, что внешняя колодка изнашивается больше, чем внутренняя.
Если же сильнее изнашивается внутренняя колодка, очевидно, проблема связана с суппортом, тормозной магистралью или главным цилиндром.
Направляющие штифты
Направляющие штифты входят в резиновую втулку, чтобы защитить детали и смазку от мусора и влаги. Со временем втулки могут расслоиться или смазка может вытечь. Любой из этих вариантов приведёт к тому, что штифты будут тереться о голый металл, в результате чего будут повреждены или застрянут из-за трения.
Направляющие штифты — это самая простая проблема. Смазка и штифты стоят дёшево, есть почти во всех в магазинах автозапчастей и легко заменяются.
Извлеките штифты, очистите их и осмотрите на предмет наличия царапин или вмятин. Если на них есть признаки повреждения, замените эти детали. Если они выглядят хорошо, но нет смазки, обильно нанесите смазку и установите их обратно вместе со втулкой.
Суппорты
Проблемы с суппортом — одна из основных причин неравномерного износа тормозных колодок. Когда суппорт не входит в зацепление должным образом, он либо не получает давления на поршень, либо не отпускает его. Из-за неравномерного износа давление не снижается.
Поршень выталкивается, но не входит обратно. Это означает одно из двух: либо уплотнение или поршень повреждены, либо поршень имеет коррозию, которая вызвала его заедание о внутренний цилиндр.
Для решения этой проблемы вы можете обточить цилиндр, очистить или заменить поршень, а также заменить уплотнение. Этот процесс называется восстановлением суппорта и может быть недорогим способом исправить неравномерный износ тормозов. Однако это может занять много времени без надлежащих инструментов или знаний.
Более простой способ, хотя иногда и дорогой, — полная замена суппорта.
Ротор
Роторы — это диски, к которым прижимаются тормозные колодки. Они больше подвержены воздействию движущихся элементов и могут быть повреждены в результате попадания мусора или чрезмерного нагревания. Они должны быть одинаковой толщины с обеих сторон автомобиля, как и накладки.
Между ротором и тормозными колодками может застрять мусор, в результате чего в них могут образоваться глубокие канавки. Сильный нагрев и быстрое охлаждение роторов также могут привести к их деформации, создавая неровную поверхность, к которой прижимаются тормозные колодки.
Их легко заменить, поскольку вы уже сняли суппорт. Снимите старые роторы, протрите новые тормозной жидкостью и поставьте их на место.
Тормозные магистрали
Тормозные магистрали начинаются в системе как металлические трубки, а затем становятся гибкими шлангами. Оба могут забиться или повредиться, что также приведёт к неравномерному износу тормозных колодок.
Сняв стропы с суппорта и положив их внутрь контейнера, вы можете нажать на педаль тормоза и наблюдать за жидкостью. Если при нажатии на педаль тормозная жидкость выходит тонкой струйкой, снимите шланг с металлической магистрали и повторите то же самое. Так вы узнаете, повреждён ли только шланг или вся линия.
Если проблема в металлической части, это может оказаться непростой задачей. Многие металлические тормозные магистрали уже имеют изгибы, поэтому вам понадобится специальный инструмент, чтобы прочистить их, и некоторые навыки, чтобы справиться с этим.
В большинстве случаев эту задачу лучше доверить обученным механикам.
Главный цилиндр
Главный цилиндр — это сердце тормозной системы. Этот блок управляет клапанами и давлением, которые снабжают систему тормозной жидкостью.
Главный цилиндр можно заменить дома, но если вы не делаете это регулярно, это может занять целый день. Кроме того, ошибки, допущенные при установке, могут вызвать проблемы со всей тормозной системой. Обязательно изучите тонкости этой процедуры, прежде чем приступать к замене.
Заключение
Как видите, существует множество причин, по которым тормозные колодки могут изнашиваться неравномерно. Часто проблемы можно исправить самостоятельно. Но помните, что эти части всегда движутся и работают в экстремальных условиях. Поэтому регулярные осмотры этих деталей необходимы не только для экономии денег, но и для вашей безопасности во время вождения.